Тест-драйв Mazda CХ9: семерым рос – семерым достался
Автомобиль на тест-драйве
"Автодел": Mazda CX9
Двигатель: бензиновый SKYACTIV-G 2.5 DYNAMIC PRESSURE TURBO 231 л.с. (5000
об./мин), 420 Нм (2000 об/мин), Евро-5
Трансмиссия: 6АТ SKYACTIV-DRIVE, полный привод I-ACTIV AWD
Разгон до 100 км/ч (с): 8,6
Максимальная скорость (км/ч): 210
Габариты (ДхШхВ, мм): 5075х1969х1747
Колесная база (мм): 2930
Дорожный просвет (мм): 220
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса
(кг): 1985 / 2560
Объем топливного бака (л): 74
Стоимость тестового автомобиля: комплектация Exclusive от 3 010 000 руб
Производство автомобиля: Япония, Хиросима (с февраля 2018 года - Владивосток, «Мазда Соллерс
Мануфэкчуринг Рус»)
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100000 км
Межсервисный пробег: 15000 км или 1 раз в год.
Когда в семье четверо детей, вопрос о семиместном автомобиле встает ребром. Выбирать в этом случае приходится между микроавтобусами, минивэнами и кроссоверами.
Казалось бы, микроавтобусы не перебить никому хотя бы из-за их вместительности. Однако владеть и управлять им готов не каждый: в мегаполисе он может создать массу проблем, как с парковкой, так и с ограничениями по въезду. К тому же микроавтобус – это автобус, как ни крути и шикарно подъехать к ресторану с женой, оставив детей, не получится.
Миниэны на этом плане выглядят куда привлекательнее. Но внешний вид минивэнов не всем придется по душе – ведь часто хочется чего-то действительно красивого, а не просто утилитарного комфорта. К тому же далеко не все их них могут похвастаться приспособленностью как к русской зиме, так и к реалиям загородной жизни.
И тут на сцену выступают кроссоверы. Новая Mazda XC9 – яркий представитель того, как семиместный автомобиль можно сделать действительно красивым. Это уже второе поколение и впервые свет оно увидело в 2015-м году, успев с тех пор набрать целый ряд престижных автомобильных премий.
Всё последнее поколение автомобилей Mazda отличается ярким, запоминающимся дизайном. Не исключение и Mazda CX9. В автомобиле легко сочетаются совершенно исключающие друг друга требования – комфорт, высокий уровень практичности, роскошь большого автомобиля и фирменные драйверские качества Mazda. Но обо все по порядку.
Каждый, кто хоть чуть-чуть интересовался автомобилями Mazda, слышал о KODO или «Душе движения» - философии, которой следует концерн Mazda. Огромный CX9 – прекрасное воплощение этой идеи в крупноразмерном варианте.
CX9 - действительно большой автомобиль. Его длина превышает пять метров и на парковке он обычно напоминает волка из «Ну, погоди», который пытался влезть в заячьи фигурные коньки. То корма торчит, то нос выпирает из ровных рядов автомобилей.
Но громоздким и неуклюжим Mazda CX9 отнюдь не выглядит. Скорее, это живая мощь. Из CX9 просто прёт энергия – он похож на перегретый паровой котел.
Хищная пятиугольная решетка радиатора, обрамленная плавными линиями, прищуренные светодиодные фары, «клыки» воздухозаборников – взгляд у Mazda CX9 серьезный и солидный. Длинный капот, изогнутая линия крыши, скошенные к колесам колесные арки и черная отделка по низу образуют вместе мощный низ и легкий верх, подчеркивающий силу автомобиля. Элегантная корма с четкими поперечными линями и текучими выштамповками делают массивный автомобиль легким и грациозным. И да, когда CX9 белый, он похож на дорогую яхту – ослепительно красивый, стремительный, мощный.
Сравнение с яхтой не случайно. По дороге CX9 словно летит по спокойной воде лазурного залива. Легко ускоряется, стабильно чётко держит прямую, не взирая на колейность, огрехи дорожного полотна и ветер. Ход мягкий и приятный. В повороты входит с легким наклоном, подчеркивающим солидные размеры автомобиля и его семейное предназначение. На разгоне же ведет себя так, будто это вовсе и не две тонны железа, а стремительная касатка. И заметим, это я еще на педаль газа особо не давила, и режим «Спорт» не включала. Потому что всерьёз использовать потенциал CX9 можно только на треке – в «гражданских» условиях требуется огромный самоконтроль, чтобы не выйти за пределы дозволенного.
Глядя на такую динамичность, я с ужасом заезжала на первую заправку – по моим ожиданиям должно было получиться литров 15 бензина на сотню. К тому же бензин CX-9-му нужен не какой-то там бюджетный 92-й, а исключительно 95-й.
Каково было мое удивление, когда «компьютерные» 10,5 л/100 км ровно совпали с реальным состоянием дел! Может, просто повезло? Нет, три контрольных заправки для теста разных режимов работы показали очень умеренный аппетит Mazda CX9. Максимальный расход составил 11,5 л/100 км, когда пришлось долго стоять в пробках и рвано ускоряться на пустых участках.
Энергичному характеру и достойной экономичности CX9 обязан 2,5-литровому мотору с турбонаддувом из линейки SKYACTIV, соответствующей шестиступенчатой коробке передач и интеллектуальному полному приводу I-ACTIV.
Mazda известна своим новаторским подходом к двигателям – достаточно вспомнить роторные двигатели, которые хоть и не завоевали весь мир, но оказались очень интересной разработкой для автоспорта. В отличие от роторных инноваций, SKYACTIV – это привычный поршневой двигатель DOHC с турбонаддувом, который хорошо «доработали напильником». «Мускулатура» двигателей SKYACTIV может иметь разное количество «кубиков», но принцип у всех схож, хотя исполнение может сильно отличаться деталями. Это турбонаддув, оптимизированный спортивный выпускной коллектор и точная подгонка деталей.
Для CX9 был проведен ряд модификаций, специально для двигателя 2,5 литра. Во-первых, была улучшена система водяного охлаждения. Во-вторых, в конструкции турбонаддува появился специальный клапан, оптимизирующий систему подачи газов на турбину, что позволило убрать эффект турбоямы на низких оборотах двигателя и получить максимальную отдачу на всех оборотах. Помимо этого был модифицирован выпускной коллектор для повышения эффективности отвода выхлопных газов и улучшения вентиляции цилиндров. В CX9 он интегрирован в головку блока цилиндров и чтобы отличать его от других вариантов спортивных выпускных коллекторов-пауков, в CX9 его назвали "4-3-1".
Двигатель SKYACTIV-G тестового CX9 обладает и без специальных «заморочек» обладает достаточным объемом 2,5 литра, чтобы показывать достойные результаты. Однако добавка SKYACTIV позволяет вытащить из него максимум возможного и при этом сделать его экономичным. В итоге он обеспечивает отличный крутящий момент 420 Нм, максимум которого достигается на 2000 оборотах в минуту, и мощность 231 л.с., пик которой приходится на 5000 оборотов. Такие характеристики делают поведение двигателя CX9 похожим на тяговитый дизель на низких оборотах и бензиновую «зажигалку» на высоких. Есть и еще один плюс - «яхта» СХ9 умеет одинаково хорошо ездить как пустая, так и сильно груженая – кажется, что она не замечает разницы.
Приятная сердцу любого драйвера отзывчивость CX9 на педаль газа объясняется слаженной работой двигателя и трансмиссии. Шестиступенчатая коробка SKYACTIV с гидротрансформатором умеет очень быстро переключать передачи – в Mazda утверждают, что столь же быстро, как и двухдисковые спортивные коробки. Этому можно и поверить, потому что переключения происходят совершенно незаметно и никаких провалов при наборе скорости нет. Коробка даже умеет перегазовывать при переходе на низшие передачи.
В свою очередь, интеллектуальный полный привод помогает передать крутящий момент на колеса максимально правильно для той или иной ситуации. Тут, конечно, много электроники, умеющей как подтормаживать колеса, когда надо, так и перераспределять крутящий момент. Называется она G-Vectoring Control, то есть динамическое управление тягой, и работает она безупречно.
Поскольку настройки работы всех компонентов SKYACTIV удались, CX9 действительно управляется очень приятно.
Пожаловаться тут можно, пожалуй, только на то, что круиз-контроль нечётко держит скорость, то и дело разгоняя автомобиль за обозначенный предел на пару-тройку километров. Это, конечно, немедленно приводит к штрафам.
Скорость на CX9 не чувствуется совершенно – что 80, что 100 км/ч, и чтобы уследить за превышением на пару километров приходится постоянно быть на чеку и глядеть на спидометр. Хоть тот и проецируется на лобовое стекло, когда душа просит драйва, пристально блюсти его показания несколько утомительно, тем более что проецируемый значок ограничения скорости на данном участке мелковат. Поэтому настраивать круиз-контроль приходится с запасом на меньшие скорости и все равно следить за спидометром.
С точки зрения же внедорожных характеристик Mazda CX9 настоящий паркетник. Длинная «губа» спереди и большая колесная база не способствуют хорошей для бездорожья геометрии. Но какие-то минимальные трудности машина преодолевает легко, на грунтовку съехать может, и способна избавить от многих упражнений с лопатой зимой.
Большим плюсом CX9 является удобная посадка и приятный массивный руль, что делает CX9 удобным в дальних поездках автомобилем. Прекрасно организованное водительское место, широкий спектр регулировок руля и кресла, удобный педальный узел – ехать на CX9 можно долго без усталости.
Очень приятна эргономика водительского места: логика расположения важных функций управления прозрачная, всё под рукой, а важные функции управления автомобилем сосредоточены около водителя и пассажиру до них добраться крайне трудно.
Пожалуй, только подлокотник может показаться неудобным в случае низкой посадки. Но это очень специфическая посадка и большинство водителей его попросту не заметят. Зато все заметят мягкую, но уверенную поддержку кресла, удобный обхват спины и поддержку ног – куда более важные детали в дальней дороге, чем редкое неудобство во время активной рулежки где-нибудь на треке.
Бледно-лунная подсветка и подчеркнуто лаконичный дизайн не только функциональны, но доставляют эстетическое наслаждение. Mazda CX9 удачно сочетает современный тренд превращения авто в электронный гаджет с традиционным представлением о «настоящих автомобилях».
Большие размеры CX9 – не помеха. К габаритам привыкаешь легко, обзорность хорошая. Но для уверенности в своих силах можно пользоваться целым списком электронных помощников, хотя работа некоторых из них может показаться назойливой.
Отлично работает камера заднего вида и парктроники. Камера умеет «подглядывать из-за угла», при этом не слишком сильно искажая картинку. Так что по ней можно легко парковаться. Радары парктроников настроены почти идеально - ложных срабатываний мало, не более 20 процентов, поэтому система становится реальным помощником в сложных условиях. Хотя иногда трава и способна их обмануть, в обычных условиях с помощью электроники легко можно выставить машину точно, практически до сантиметра. А главное, работа системы не сопровождается оглушительным свето-звуковым представлением, вызывающим зубную боль и желание назло всему этому въехать в какой-нибудь чертов бордюр – всё очень вежливо, всё по делу.
Есть и функция удержания в полосе. Она включается по умолчанию и работает забавно. Сначала кажется, что машина очень плохо переносит колейность – так заставляет думать то и дело появляющаяся в поворотах вибрация на руле. И только через некоторое время понимаешь, что дело тут не в дорожном полотне. Это CX9 требует, чтобы водитель ехал строго посередине полосы. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. В принципе, это не раздражает, но после привыкания к габаритам хочется эту функцию отключить – уж слишком настойчиво она требует соблюдения «Единственно Правильной» траектории. К сожалению, полностью отключить её будет непросто – включается она автоматически при каждом запуске двигателя. Зато к системе контроля слепых зон никаких претензий – хорошо реагирует, удобно настроена и приучает пользоваться поворотниками при перестроении.
Из экзотики в нашем тестовом CX9 была система распознавания пешеходов на дороге – в реальных условиях она ни разу не сработала. А также система безопасного торможения в городе – когда машина распознает, не приближается ли сзади «враг». Ей, в рамках нашего теста, тоже показать себя не удалось.
Покритиковать бы хотелось лишь недостаточно простую регулировку яркости большого мультимедийного экрана и проектора на лобовом стекле. Когда едешь в чередующихся условиях освещенности, это утомляет. Единственное, что спасает положение при этом – отличный головной свет, поэтому яркая подсветка в темноте не слепит, а просто доставляет некоторый дискомфорт. В остальном электроника CX9 столь же отменно выдержанная, сколь и дизайн.
А вот дизайн интерьера CX9 оставляет исключительно приятные впечатления и снова возвращает к ассоциации с дорогой яхтой. Поперечная хромированная линия, изгибами выделяющая дефлекторы воздуховодов и эхом бегущая по рулю, заканчивается светлыми вставками в дверях. С бледно-лунной подсветкой в ночи это выглядит очень элегантно и дорого.
Отличный пластик, удобные кресла, вместительные ящички-бардачки.
Подлокотник не только большой внутри, но и раскрывается на две части, поэтому заснувшего притомившегося штурмана не надо будить, чтобы добыть оттуда вещи.
Сзади CX9 предлагает простор и комфорт. Хотя тут нет каких-нибудь мультимедийных экранов, зато есть удобные кресла, простор для ног и климат-контроль.
Кресла подогреваются, направление воздуха можно менять, подлокотник имеет нишу для телефонов и два подстаканника. Чтобы солнце не слепило, есть шторка, а стекла затонированы таким образом, чтобы изнутри было светло, а снаружи – непрозрачно.
Но если комфорт второго ряда ожидаем – все-таки Mazda CX9 достаточно длинная дорогая баржа (простите, яхта), то, к третьему ряду стоит присмотреться основательнее. Поскольку даже в дорогих больших автомобилях там далеко не всегда уютно.
Первое, что трогает до глубины души – это схема складывания кресел третьего ряда.
Пожалуй, настолько удобной и простой схемой укладывания спинки Mazda может гордиться: большой багажник в CX9 получается легким движением пальца. И также легко возвращается к прежнему виду. И хотя с тремя рядами кресел остается места не так уж много, его достаточно, чтобы оставшееся пространство можно было назвать багажником.
Неплохо и с тем, как забираться на третий ряд – среднестатистическому человеку это будет сделать легко, а шустрым детям и подавно.
Но самое главное – это сам третий ряд. Удивительно, но тут вполне можно сидеть! Да, низковата подушка сидений, но это полноценные кресла, без следов работы испанской инквизиции. Взрослому ехать на «галерке» вполне можно и даже достаточно долго. Детям же здесь совсем комфортно.
Если вдруг возникнет нужда в перевозке крупногабаритных вещей, то CX9 можно превратить в неплохой пикап в монокузове с ровным полом. Единственная проблема будет в смычке третьего и второго ряда, где образуется провал между креслами.
Но ведь холодильничку это не помеха? Поэтому на это можно смело закрыть глаза и ехать в магазин. А вот для сна придется что-то придумывать, чтобы бока не повторили профиль этого «ровного пола».
Под полом багажника CX9 осталось место для запасного колеса, что не всегда случается с семиместными автомобилями.
«Запаска», конечно, не полноразмерная, но она есть. И это главное. В условиях дальней дороги или глухой пробки возможность сменить проколотое колесо на запасное, чтобы самостоятельно добраться до шиномонтажа, будет очень кстати.
РЕЗЮМЕ
Большой, но легкий элегантный. Умный, но не умничает. Быстрый, но послушный.
Комфортабельная яхта на колесах для семерых. Такова Mazda CX9.
Садясь за руль CX9, запуская двигатель и нажимая педаль газа, так и хочется растянуть удовольствие: поехать далеко-далеко, чтобы дорога тихим шуршанием стелилась под колесами, снаружи менялся пейзаж, а красивая музыка обволакивала и делала наслаждение совершенным.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой
Тест-драйв подготовлен редакцией издания "Автодела