25.10.2014

Тест зимней резины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV

О зимней резине Nokian Hakkapeliitta 7 SUV написано много. Внесем и мы свою каплю в общее море тестов этих шин.

С первых строк этой статьи предупреждаю своих читателей, что не являюсь ни тестовым пилотом гоночной команды, ни профессиональным испытателем шин. Но в связи со спецификой работы я много езжу на совершенно разных автомобилях и пишу о них. Езжу я на разной резине и выбирать ее, в отличие от автомобилей, мне не приходится – что дали, то дали.

Села писать я данный тест под нажимом редактора, который настоятельно объяснил мне, что я просто обязана поделиться своим опытом эксплуатации резины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV с другими.

 

Почему именно этой резины? Потому что после долгих размышлений и поисков я поставила себе эту резину на свой собственный автомобиль.

А это маленький кроссовер Daihatsu Terios – постоянный полный привод, высокий клиренс. В общем, как говорится, все дела. И имею я соответствующие проблемы, которые может преподнести подобный автомобиль просто из-за того, что это легкий, высокий и маленький внедорожник, а не шоссейный автомобиль. Большинство из этих возможных проблем решаются с помощью выбора хорошей резины.

Поскольку автомобиль нежно любим, отношусь к нему я трепетно. В собственном владении он уже более пяти лет и проехать успел за 100 тысяч километров, и поведение его знаю досконально. А это многое значит при попытке адекватно оценить качественные характеристики резины.

Зимой ездит мой автомобиль в совершенно разных условиях, по шоссе, по снегу, по городу, за городом. В общем, ни в чем я себе не отказываю, хотя и стараюсь жалеть его. Но даже при всей моей жалости к нему, путешествия на Кольский полуостров ему не в новинку. В том числе и зимой.

 

Зимняя шипованная резина Nokian Hakkapeliitta 7 SUV – это третий комплект резины, на котором я езжу. И пока ничего лучшего я для своей машины не видела. Разберемся, почему.

Долгое время я была приверженцем «липучки» - зимней резины без шипов. Приверженцем этого меня делала наша погода, которая любит от минусов «скакать» к плюсам, и любовь наших коммунальных служб сопровождать любой чих погоды изобильным использованием реагентов. Шипы на асфальте – это далеко не «выбор чемпионов». Во-первых, это звуковой дискомфорт, во-вторых – шипы не только достаточно бессмысленны в этом случае, но и могут попросту вырваться из резины. Однако остановилась я на шипованной резине. Почему?

Сначала расскажу, какая резина была и чем она нравилась, а чем нет.

 

Зимняя дорога в Апатитах

 

Что было

1. TOYO GARIT G4

Покупка резины Toyo Garit G4 вызвала большие мучения выбора. Главными конкурентами этой резине стали Kumho Ice Power KW21, Michelin Latitude Alpin и Bridgestone Blizzak WS60.

Корейская резина Kumho подкупала ценой, к тому же всесезонная резина этой марки у меня была и оставила приятные впечатления. Однако когда я ее пропорола, я столкнулась с невозможностью купить аналогичную покрышку. Пришлось выбросить весь комплект. К тому же с тех пор прошло лет десять, и все это время о резине Kumho как-то мало было слышно. В результате она оказалась аутсайдером выбора почти сразу. Помимо этого фактора протектор Kumho Ice Power KW21 показался чересчур дорожным, а у меня все-таки внедорожник.

Шины Michelin показались чересчур дорогими, а протектор не особо впечатлил, поэтому особо я его тоже не рассматривала. Оставались Bridgestone Blizzak и Toyo Garit G4. Выбор был сложным. Пришлось пойти в магазин и выбирать резину в прямом смысле слова на ощупь. Мягкость резины и протектор Toyo Garit G4 – у Bridgestone Blizzak он визуально показался меньше - впечатлили больше. В результате её я и купила.

Daihatsu Terios на резине Toyo

Резиной оказалась очень довольна – машина могла показывала все свои лучшие способности. Мой Daihatsu Terios отлично чувствовал себя как на льду, так и на снегу. Не боялся перепадов температур и капризов природы. В общем, мой маленький внедорожник мог показать всё, на что он способен и для чего предназначен.

Однако по сравнению с летней Dunlop Grandtrek резина Toyo Garit G4 оказалась чересчур мягкой. Ощутимо уменьшился накат, снизилась комфортная максимальная скорость (а у моего Diahatsu Terios она очень небольшая – у него и максимально возможная-то в моем варианте всего 145 км/ч). Ее использование вызвало рост расхода топлива при прочих равных условиях примерно на 300 - 500 мл на 100 км.

Еще одним фактором, оставившим неприятный осадок, оказалась неравномерность толщины резины. Из-за этого на дисках красовались кучи грузиков, а каждый сезон ее надо было в обязательном порядке балансировать заново. Однако удовольствие от вождения машиной в зимних условиях превышало, а цена за удовольствие была вполне адекватной.

Резина проходила три года, и, возможно, я бы ее продолжила эксплуатировать, несмотря на уже подсносившийся протектор. Однако под самый конец третьего сезона я прорываю боковину колеса о штырь, незамеченный в песке. Встал вопрос о покупке новой резины.

 

2. HANKOOK WINTER ICEPT

Летний сезон прошел и настала зима. Произошло это, как водится в России, внезапно. Типоразмер моих колес - 205/70 R15 - не самый распространенный и в продаже уже проверенной Toyo Garit G4 не оказалось. Ждать возможности не было – как назло был перерыв в тестовых машинах, а ехать надо было срочно. К тому же снова хотелось сэкономить.

В это время корейская компания Hankook вела активную рекламную кампанию, а отзывы о резине были вполне благоприятными. В арсенале Hankook нашлась резина нужного типоразмера под названием Winter iCept. Цена оказалась очень прельщающей – 2400 рублей за покрышку. Внешне покрышки Hankook Winter iCept показались удовлетворительными, и я решилась.

Daihatsu Terios на резине Hankook

Балансировка колес после монтажа колес с резиной Hankook Winter iCept прошла лучше, чем с японской Toyo Garit G4. Однако первый «звоночек» прозвучал буквально в первые же два километра после «переобувки». Шел дождь после небольшого снега, и на дороге, густо залитой реагентами, образовалась плёнка. На пешеходный переход внезапно выскочил пешеход, которого я заметила в последний момент из-за этой же реагентной плёнки, но уже на лобовом стекле. Мне пришлось экстренно тормозить. Скорость была не высокой, около 20 км/ч, и в принципе, ничего страшного не должно было произойти. Однако вместо остановки завизжали шины, и мы с моим «свежеобутым» Diahatsu Terios начали скользить. Остановились мы лишь на середине пешеходного перехода. Хорошо, что пешеход оказался адекватным, и под колёса всё-таки не полез. Это стало шоком: в таких же условиях на Toyo Garit G4 я бы просто резко затормозила, но никаких неприятностей бы не было.

Вид через лобовое стекло на зимнюю дорогу

Сделаю краткое отступление: пешеходы, одевайтесь в яркую одежду! Берегите себя и окружающих – ведь за рулем автомобилей тоже люди. И водители очень вас боятся, но очень часто просто вас не видят. А когда видят, не всегда могут затормозить! Будьте благоразумны! Вы можете быть по факту правы, выходя на пешеходный переход перед носом автомобиля, но капот можно покрасить, пластмассу заменить. А вот ноги, руки, головы – нет. Жестянка не болит. Сломанные же конечности – очень сильно и долго.

Как назло, год оказался очень снежным, поэтому в спокойствии резина меня не оставляла. Однако всерьез бояться Hankook Winter iCept меня заставила после одного происшествия на дороге. Все помнят зиму 2012-13 гг. Снежные заносы, буксующие на подъемах фуры. Вот когда понимаешь, зачем тебе полный привод и высокий дорожный просвет.

В один из особо снежных дней я ехала по Дмитровскому шоссе в Москву. В какой-то момент, пока трасса была совершенно пустой (как выяснилось позже, из-за двух аварий грузовиков спереди и сзади), я решила «пощупать» дорогу. Насколько всерьёз всё страшно? Пройдём ли мы 70-градусный поворот на 40 км/ч? Слегка подпрыгнувшая на неровности машина, раньше проходившая этот поворот без каких-либо проблем, вдруг начала закручиваться. Это попросту испугало – ведь скорость минимальна!

Многие видели видеоролики, где старую-добрую Ниву раскручивают как «корову на льду» - машина даже с места толком тронуться не может. Связано это с особенностями работы симметричного постоянного полного привода, плохой резиной и неумением пользоваться внедорожным арсеналом автомобиля (если только этого не делать специально). Так вот мне, чтобы в тот день добраться до дома, пришлось ехать с включенной блокировкой межосевого дифференциала, иначе машина начинала опасно рыскать по любому поводу. О торможении, тем более резком, и скорости выше 40 км/ч можно было просто забыть.

Вид через лобовое стекло на зимнюю дорогу

Несмотря на хороший рисунок и рельеф протектора, резина Hankook Winter iCept оказалась чересчур жесткой для легкого Daihatsu Terios. Да, расход топлива из-за мягкости резины в этом зимнем сезоне не увеличился, но это мало утешало. Примерно с тем же успехом можно было бы продолжать ездить на летней Dunlop Grandtrek.

За этот сезон я повысила еще на пару уровней умение плавно тормозить, не вводить машину в занос. Каждый выезд на дорогу заставлял меня нервничать – чем дело закончится? Не придется ли резко тормозить?!

Единственное, с чем можно было примириться, так это с поведением резины на снегу. Рисунок резины Hankook Winter iCept оказался действительно удачным, и машина себя вела даже лучше, чем на японской Toyo Garit G4. Но как только появлялся ледок, а еще хуже мокрая ледяная пленка от реагентов, все становилось страшным. Машина резко теряла управляемость, а тормозной путь становился просто опасным.

Сезон кое-как я на этой резине доездила, но, устав показывать чудеса водительского мастерства, сразу после его окончания от шин я избавилась.

Собственно, к резине с шипами подвиг меня опыт именно резины Hankook. Как известно, противогололедные реагенты не дают замерзнуть воде вплоть до серьезных отрицательных температур, а значит, там, где их нет, обычный лёд стоит давным-давно. Хуже того, под пленкой воды с реагентами может быть слой льда – подтаявшего и очень скользкого. К тому же не раз возникавшие скандалы вокруг этих реагентов имеют под собой вполне практическую почву, которую предугадать нельзя. Роль играет человеческий фактор, который, как известно самый страшный и непредсказуемый: если реагент использован неправильно, дорога превращается в такой каток, которому бы позавидовали олимпийские чемпионы. Как производится контроль работ, думаю, особо говорить не надо. Высокотехнологичное разбрасывание реагентов горстями видели все и не раз. Посмотрев своими глазами последствия нескольких аварий в подобных условиях, я решила, что звуковой комфорт не стоит безопасности, а шипы… Шипы надо найти такие, чтобы они оставались «живыми» и после того, как им придется поездить по асфальту.

 

И, НАКОНЕЦ…

3. NOKIAN HAKKAPELIITTA 7 SUV

Мой выбор пал на Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. Почему именно эта резина? Во-первых, она показывала очень хорошие оценки по результатам разных тестов.  К тому же, именно на ней я ездила на тестовом KIA Sportage в Казань. По дороге мы попали в полный спектр возможных погодных условий – от снегопада и мороза до оттепели +10С. За две с лишним тысячи километров резина ни разу не подвела, машина вела себя идеально во всех условиях, а шипы… ни одного шипа не пострадало! Несмотря на то, что особо их никто не жалел. Звуковой комфорт… Так я же решила, что он мне не настолько дорог, насколько важна безопасность.

Да, цена «кусалась» – 7500 рублей за покрышку. Можно было бы и сэкономить, купив уже проверенную Toyo Garit G4, но финансы позволяли, и непрерывный кошмар прошлого года очень хотелось прекратить раз и навсегда. И я их купила. Четыре колеса Nokian Hakkapeliitta 7 SUV.

Что дальше? Помните, у Льва Николаевича Толстого? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так вот, мы с моей Nokian Hakkapeliitta 7 SUV счастливы. И писать тут особо не о чем.

Заснеженная трасса Кола М18

Машина отлично тормозит и управляется, накат и поведение на высоких скоростях выше всяких похвал, а за сезон длиною примерно 7000 км (все помнят оттепель марта, а в апреле тюльпаны под снегом? – так вот я поменяла резину только тогда, когда близился май с гарантированным отсутствием снега) все шипы остались на месте. Да, часть шипов немного деформировалась, но все в пределах предсказуемой нормы и пока на качество торможения и управления это никак не влияет.

Машина на Nokian Hakkapeliitta 7 SUV едет так, как будто это поезд едет по рельсам. Что по снегу, что по льду, что по асфальту или же по всему сразу, как это часто бывает в Москве – всё едино. Никаких попыток рыскать и уж тем более раскручиваться. Я уже почти забыла о том, что у меня есть кнопка блокировки межосевого дифференциала – пользоваться на скорости внедорожным арсеналом мне теперь ни к чему.

Моё зимнее счастье начинается с момента, как я ставлю на свой Daihatsu Terios резину Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. И единственное, о чем мне приходится помнить, особенно в «дни жестянщика», это о том, что такая же резина есть далеко не у всех, поэтому не стоит злоупотреблять торможением.

А звуковой дискомфорт?.. В счастливой семье можно и простить того, кто храпит.

 

Сводная таблица результатов эксплуатации резины

Подведем итоги. Чтобы было более понятно, я объединила мои впечатления от трех вариантов зимней резины для моего внедорожника Daihatsu Terios в одну таблицу. Оценки я давала по пятибалльной шкале, где пять - наивысшая отметка.

 

 

Nokian Hakkapeliitta 7 SUV 

TOYO GARIT G4

Hankook Winter iCept

 


Nokian Hakkapeliitta 7 SUV



TOYO GARIT G4



Hankook Winter iCept


Тип резины

Шипованная

Нешипованная

Нешипованная

Жесткость резины

Средняя

Мягкая

Очень жесткая

Движение на льду

5

4

3--

Движение на снегу

5

4

4+

Движение на снежно-лёдно-водяной каше

5

4

3-

Управляемость автомобиля

5

4+

3

Торможение

5

5-

3--

Звуковой комфорт

4-

5

4

 

Когда нужно менять резину?

Осенью надо переходить на зимнюю резину, когда среднесуточная температура составляет от +5 до +7 С. Это связано с тем, что даже если дневная температура высокая, утром и ночью может образовываться наледь. Кроме того, летняя и зимняя резина имеет разную эластичность. На морозе летняя резина «дубеет» - становится более жесткой, и у нее снижается коэффициент трения. В результате, тормозной путь может увеличиться не просто слегка, а вдвое! Помимо этого на резине с плохим сцеплением с дорогой машина теряет управляемость, в некоторых случаях фатально. Не зря в России переходный период между теплом и холодом метко назван «днём жестянщика».

Весной правило такое же, однако, лучше дождаться, когда температура установится ближе к 10-ти градусам тепла. Внезапные весенние заморозки могут сыграть очень плохую шутку. Несмотря на температуру +7С, начиная с которой характеристики одних шин ухудшаются, а других улучшаются, при +10С зимняя резина еще не столь значительно мягчает. Последствия ухудшения характеристик сцепления с асфальтом при этом будут существенно меньше, чем у летней резины при температуре около нуля градусов, а ее износ обойдется дешевле ремонта и лечения после аварии.

Однако не используйте зимнюю резину летом. Она становится чересчур мягкой. Это чревато не только повышенным износом, но и существенным ухудшением качества «работы» резины. Она теряет качество сцепления дорогой, становится более валкой. В некоторых случаях это приводит не только к дискомфорту при вождении и повышенному расходу топлива, но и к потере управляемости автомобиля. Лично я для эксперимента проездила жарким летом на зимней резине. К аварии это не привело, но износ резины существенно возрос – фактически ее можно было выбрасывать после сезона, а визг резины на резких поворотах, даже медленных, особенно в жару, заставлял нервничать.

Следите за высотой протектора – даже самая хорошая когда-то резина со стертым протектором может оказаться причиной аварии. Согласно ПДД, остаточная глубина рисунка протектора зимних шин составляет не менее 4-х мм. Поверьте, правила дорожного движения в данном случае написаны в прямом смысле слова кровью.

Помните, что зимнее давление в шинах в среднем должно быть выше на 0,2 бара (20 кПа), по сравнению с летним. На холоде воздух в шинах сжимается, и чтобы получить нужное давление, оно должно быть выше летнего.

После замены колес примерно через 200 км пробега не забудьте проверить затяжку болтов / гаек на колесах. Но не «перетягивайте» колёса – в случае прокола вы должны иметь возможность отвернуть их на дороге. Сейчас любят затянуть гайки от души, чтобы колёса точно не открутились. Однако это неправильно и в случае ЧП с резиной вы можете получить много проблем вместо простой замены колеса. Перетяжка колесных болтов и гаек чревата тем, что при попытке их раскрутить, они попросту могут обломаться. А это уже позовет за собой серьезный ремонт. Затяжку болтов и гаек лучше всего проводить с помощью динамометрического ключа, который ограничивает усилие затяжки. Момент затяжки колеса обычно колеблется от 70-75 Н*м до 135 Н*м, в зависимости от автомобиля. Чаще всего это где-то 90 – 110 Н*м, но лучше уточнить этот параметр для собственного автомобиля.

Daihatsu Terios на полуострове Рыбачий

Если в межсезонье вы едете с юга на север, особенно далеко, например, в путешествие, не забудьте, что зима может застать вас в дороге. Сверьтесь с прогнозом перед поездкой, узнайте, когда в этих регионах выпадает снег. Особенно это важно, когда вы пересекаете гористые районы. В случае если вы все-таки поехали на летней резине, передвигайтесь днём, когда температура воздуха будет гарантированно плюсовой. В межсезонье лучше все-таки поставьте зимнюю резину, чтобы зима не застала вас врасплох.

Когда путешествуете за границу, помните, что в некоторых странах эксплуатация шипованных шин запрещена или регламентирована по срокам.

Счастливой дороги!

Текст Натальи Парамоновой

Фотографии Натальи Парамоновой и производителей шин


Статьи по теме