Путешествие на OMODA C5 AWD в Архангельск
Я живу на Ярославском шоссе, и каждый раз, когда еду по нему, вижу указатель — Архангельск, 1204 км. Много лет, когда возникал вопрос об автомобильном путешествии, я разворачивался спиной к этому указателю и ехал на М4 в противоположном направлении. Хотя желание попасть наконец на родину российских корабелов никогда меня не покидало. И вот жаркое лето 2024 года наконец предоставило такую возможность, и вместо движения на юг мы решили провести семейный отдых в другой географической локации — и поехали на север. Целью нашего путешествия была деревня Пурнема на берегу Обской губы Белого моря. О самой деревне и дороге к ней будет рассказано во второй части, а в этой хочется рассказать об Архангельске, тем более что он приятно удивил нас своей уникальностью.
Но всё начинается с дороги. Нужно ехать по трассе М8, никуда не сворачивая. Это не самая загруженная трасса, ведущая в Москву, но если вы любите историю России, то не можете её пропустить. Именно на ней располагается центр русского христианства — Троице-Сергиева лавра, находящаяся в Сергиевом Посаде, всего в 40 км от Москвы. Чуть дальше стоит Ростовский кремль (190 км от МКАД), известный по комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Далее дорога проходит через Ярославль (265 км от Москвы), где губернатор ставит цель создать туристический кластер, и центр города с каждым годом становится всё краше. Наконец, на 400 км можно заехать в Вологду, где тоже есть свои достопримечательности. Все эти пункты интересны тем, что представляют собой небольшие города, в которые легко заехать и выехать, что облегчает их посещение "по дороге".
Мы сразу направлялись в Архангельск. Это была промежуточная точка нашего пути, где мы рассчитывали отдохнуть и погулять. Выехали мы в 15:00, с расчётом, чтобы утром быть уже на месте. Всегда забавно наблюдать за альтернативными предложениями навигатора. В нашем случае он показал, что пешком до Архангельска можно добраться за 10 дней и 1 минуту, а на самокате — за 1 день!
Если не считать участка от Пушкино до ЦКАД, где идет реконструкция М8, дорога была отличной. В прошлом году шли ремонтные работы между Ростовом и Ярославлем, а этим летом трасса была свободной и удобной для движения. В районе Ярославля не работает GPS — так город защищается от украинских дронов, поэтому при проезде через город нужно ориентироваться по указателям и уметь читать карту. Можно проехать через центр и остановиться в каком-нибудь кафе, чтобы перекусить и отдохнуть.
После Ярославля на трассе много камер, причём они установлены не на мачтах, а внизу. В местах, где дорога сужается и появляются железные отбойники, часто стоят металлические «будки» с камерами фиксации скорости. В поездке мне помогли как радар-детектор с GPS, так и Яндекс.Карты, которые дополняли друг друга, предупреждая о разных камерах.
Дорога до Архангельска ровная, асфальт свежий, и участков с "гребёнкой" старого покрытия совсем немного. Чаще всего на трассу выходят животные, но за всю ночную поездку дорогу мне перебежала только одна лисица. Поэтому мы добрались быстро и без приключений. Дорога не слишком утомительная, хотя она узкая и извилистая, поэтому круиз-контролем пользоваться не всегда удобно. В OMODA C5 круиз-контроль адаптивный: он не только поддерживает скорость, но и снижает её, если впереди тормозит другая машина, а также удерживает автомобиль в полосе. Однако на извилистой М8 я почувствовал, что автоматика запаздывает с манёврами, и в итоге решил не использовать этот режим в полной мере.
Раз уж я рассказал мои впечатления о круиз контроле предоставим несколько слов Кириллу, который владеет OMODA C5 почти два года:
Режим Smart Pilot по нашим дорогам использовать невозможно. Даже на трассе, машина постоянно норовит выехать из полосы при хорошей видимости и свежей разметке. В общем, автопилот неюзабельный и даже опасный. Но простые помощники мне нравятся, типа удержание в полосе и контроль слепых зон. Адаптивный круиз работает хорошо, вовремя тормозит и нормально разгоняется обратно. Заявлено информирование на приборке знаков ограничения скорости, но по факту этого в машине нет, хотя комплектация у меня максимальная.
Кирилл
По сторонам дороги простирается северная тайга. Стоит остановиться и углубиться в лес, как можно присесть на корточки и начать есть чернику. В начале августа она только начинает поспевать, и по словам местных жителей, собирать её можно будет до выпадения снега. С грибами всё сложнее — здесь как повезёт, но машины грибников и ягодников видны у каждого съезда с трассы.
Дорога идёт вдоль левого берега реки Ваги, а затем — Северной Двины, но почти нигде не выходит к берегу, и чтобы увидеть воду, нужно свернуть в сторону местных деревень. Дорога туда гравийная, так что нужно быть к этому готовым. Судя по карте, в этих местах есть где порыбачить и разбить палатки.
Въехать в Архангельск можно через несколько мостов. У меня подвисал навигатор, и в итоге я проскочил поворот и ушёл на Северодвинск. Однако, если следовать указателям, то пропустить поворот на Архангельск невозможно. В городе много дорожных ремонтных работ, но ездить по нему приятно — трафик спокойный, а водители доброжелательные. Несколько раз я пропускал включение зелёного света на светофоре, и никто ни разу не сигналил.
Архангельск — очень контрастный город. На въезде находятся спальные районы советской застройки, но они ухожены. Более сложное впечатление производят деревянные двухэтажные дома послевоенной постройки — они серые и покосившиеся. Видно, что их стараются заменить, но в них до сих пор живут люди.
Центр города застраивается точечно, с домами от советского периода до современных проектов. Город участвует в программе арктической ипотеки, что поддерживает рынок недвижимости. Центральная часть города — радиальной планировки, с длинной набережной, на которой много арт-объектов, зон отдыха и памятников. Здесь же — большой песчаный пляж.
Обязательно нужно прогуляться по проспекту Чумбарова-Лучинского с отреставрированными деревянными домами. Он погружает в атмосферу начала XX века, с памятниками и зонами для фотографирования.
Ещё одно место, которое стоит посетить, — музей-заповедник «Малые Корелы». Это уникальное собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом в 25 км от Архангельска. Лучше всего приезжать туда во время фестивалей, когда участники в народных костюмах создают полную аутентичность.
Нам немного не повезло: мы приехали в понедельник, когда большинство выставок не работает. Но даже аудиогида хватает, чтобы с интересом провести среди старинных построек несколько часов. Если вы любите деревянные памятники Кижей, вам сюда. Сам парк показался мне более интересным и живописным, чем знаменитый Архитектурно-этнографический музей Семёнково под Вологдой. Хотя последний выигрывает тем, что ближе к Москве.
Если вы любите Санкт-Петербург и северные красоты вас завораживают, обязательно включите Архангельск в свои планы путешествий по России. Не пожалеете.