Тест-драйв Opel Grandland X: цифровое будущее
Двигатель: бензиновый 1.6 турбированный 150 л.с. (6000 об/ мин), 240
Н·м (1400 об/мин), АИ-95, Евро-5
Трансмиссия: АКП 6, гидромеханическая, передний привод
Разгон до 100 км/ч (с): 9,5
Максимальная скорость (км/ч): 201
Габариты (ДхШхВ, мм): 4477 х 1856/2098 х 1609
Колесная база (мм): 2675
Дорожный просвет (мм): 180
Масса в снаряженном состоянии / Технически
допустимая масса (кг): 1435 / 1980
Объем топливного бака (л): 53
Колеса: R18 225/55, запасное
малоразмерное R18
Стоимость тестового автомобиля: комплектация
Cosmo от 2 549 000
Производство автомобиля: Айзенах (Германия)
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км
Межсервисный пробег: 10 000 км или 1 год
У концерна «Опель» богатая и длинная история. Бурно прошли и последние пара десятилетий – в какой-то момент казалось, что марка и вовсе станет российской. Однако «Опель» не только не стал «своим», но к 2015-му году из России вовсе исчез. Когда же в 2019-м бренд вернулся, то оказался не «американцем» на «немецкой закваске», а «французом». На своем актуальном витке истории «Опель» - это немецкий бренд французского концерна Peugeot-Citroen. Познакомимся поближе с кроссовером Opel Grandland X – немецкой инкарнацией соплатформенников Peugeot 3008 и Citroen C5 Aircross.
С первого взгляда – это типичный «немец»: строгий и очень правильный. Однако на дизайне немецкое влияние заканчивается - все остальное либо интернациональное, либо французское. Так, платформа EMP2 – разработка PSA, турбированный двигатель EP6 – совместное детище BMW и PSA (на данный момент вполне удачная, однако, изначально страдавшая рядом «детских болезней»), а также японская коробка AISIN. В России альтернатив больше не предлагают, хотя за границей могут встречаться вариации на тему силового агрегата.
Внешний вид французского «немца» лично мне понравился - Opel Grandland X выглядит солидно, но при этом не является скучноватым тяжеловесом. Скорее тут есть претензия на спортивный стиль – мощные арки, стремительные линии, выраженный профиль, подчеркнутый выштамповками на бортах, акценты фар.
Корма же этого «Опеля», пожалуй, и вовсе выглядит несколько агрессивно за счет затемненного узкого заднего окна и черной окантовки бампера с серебристыми вставками.
Внутри Opel Grandland X далеко не так претенциозен – скорее по-немецки лаконичен. Интерьер мог бы показаться даже скучным, однако производитель позаботился о деталях, которые особенно приятны ночью. Так, двери подсвечиваются стильной линией, а бледно-лунная подсветка с красными акцентами создает уютную спокойную атмосферу.
Приборная панель спокойная, информативная, а максимальная скорость 240 км/ч приятна для самолюбия. Правда, достигать ее не нужно – максимальная заявленная скорость для Grandland X 201 км/ч.
Из-за узких задних окон, которые больше похожи на бойницы, днем автомобиль был бы слишком темным. Но в топовой комплектации предусмотрено остекление крыши, которое делает салон более просторным - матовая шторка дает приятный рассеянный свет днем, а ночью визуально увеличивает пространство. Кстати, обратите внимание, на то, что немецкий «француз» совсем не жадничает на деталях – ручка на крыше есть даже у водителя. А в обоих козырьках спрятаны зеркала с подсветкой.
Узкое заднее окно с затемнением дает малую обзорность, и тут на помощь приходит система кругового обзора 360° - Surround Vision1, которая входит в стандартное оснащение комплектации Cosmo.
Без этой системы разглядеть что-то в узенькое оконце задней двери очень сложно – за машиной может свободно спрятаться и небольшой слоник. И пока задняя камера чистая, система кругового обзора работает отлично – очень информативно и ненавязчиво, тактично подсказывая, что делать, не пугая и не изматывая «испуганным» визгом на каждую былинку в зоне видимости.
Если же парковаться самостоятельно совсем не хочется, то можно воспользоваться функцией Park Assist – этот помощник тоже входит в стандартную комплектацию Cosmo.
Хотя и визуально, и реально Grandland X достаточно длинный автомобиль – его длина 4477 мм, все пространство и комфорт достались переднему ряду и багажнику.
Сзади сидеть удобно лишь двоим, да и то, если рост пассажира не слишком большой – задние места четко указывают на то, что это скорее компактный кроссовер, а не представительский «сарай». На среднее место не сядет и ребенок – ему будет мешаться центральная консоль, выступающая из передних кресел.
Зато передние пассажиры обеспечены полным комфортом. Кресла не только стильно оформлены, но также обладают отличным профилем, хорошо держат и ноги и спину. Положение кресел регулируется во всех направлениях, а водитель может зафиксировать в памяти удобные настройки.
Тем более обидными кажутся некоторые недоработки. Так, водительское кресло имеет очень высокую подушку, и даже в самом нижнем положении ее край ощутимо давит под колени.
Та же проблема с бардачком. Он огромен и, казалось бы, это несомненный плюс. Однако у него нет боковых стенок, и при открывании все высыпается, поэтому набить его до отказа не получится. Зато в топовой комплектации отключается пассажирская подушка безопасности, а значит, на кресло можно установить детскую люльку или переноску для животных, что несомненно оценят мамы и владельцы четвероногих.
С местами для мелочевки в Grandland X с одной стороны очень богато, с другой - также все вызывает некоторое недоумение. Так, во всех дверях есть большие карманы – и спереди, и сзади.
И тут, пожалуй, задние пассажиры обладают даже большими привилегиями, чем сидящие спереди. У них, к примеру, есть два полноценных подстаканника, вместо маленького одинокого подстаканничка спереди.
Для холодного времени у них есть подогрев сидений, регулировка которого расположена удобно и для водителя – дети частенько умело играются различными настройками, и возможность нейтрализовать их успехи сильно облегчает жизнь водителю.
Для мобильных гаджетов сзади на двоих одна розетка на 12В – больше ничего. Поэтому «мобильный офис» или «кинотеатр на колесах» для задних пассажиров будет иметь некоторые ограничения.
В подлокотнике спрятан бардачок с фиксатором телефона. Носит он скорее декоративный характер, потому что он действительно маленький.
Зато в торпедо спрятаны розетка на 12В, USB-выход и беспроводная зарядка, прелестью которой можно насладиться, если ваши устройства поддерживают стандарт PMA или Qi. В ином случае – это просто удобное место для хранения телефона.
Что восхищает в Grandland X – это багажник. Вот уж расстарались французы, чтобы сделать его удобным, начиная с того, что он открывается и закрывается «с ноги» (тут, правда, по началу придется немного приноровиться), заканчивая его оснащением.
Во-первых, помимо большого размера – объем багажника 514 л, в спинке задних сидений есть люк для длинномеров. Казалось бы, мелочь, но в некоторых случаях это сильно расширяет возможности машины при перевозке того же спортивного инвентаря и облегчает путешествия.
Во вторых – это почти ровный пол.
Уклон у сложенных сидений очень небольшой, а передние сидения не мешают раскладке даже в достаточно сильно отодвинутом положении. При этом сложить спинки можно из багажника, что несомненно удобно.
Если махать ногами под бампером нет желания, багажник можно свободно закрыть с кнопки. На двери есть возможность вывесить аварийный знак – отличная функция, повышающая безопасность стоящего на дороге автомобиля.
Ценная возможность в путешествиях и поездках за покупками – это штатные петли и крючки для фиксации груза с помощью сетки или реперов. Для холодильника в багажнике предусмотрена отдельная розетка на 12В.
Отдельно стоит похвалить подпол багажника. Он просторный, а крышка очень удобно фиксируется в верхнем положении на специальных защелках.
Запасное колесо, несмотря на очаровательный органайзер для принадлежностей, восторга не вызывает. Это «докатка», а полноразмерному колесу в нише будет тесно.
Прежде чем поехать, лучше внимательно ознакомиться с электронной начинкой Opel Grandland X. Поначалу кажется, что всё стандартно, но нет, «изюминки» имеются.
Первое – это включение дальнего света, которое сделано на французский манер, когда рычажок надо тащить на себя, а чтобы выключить – повторить движение.
Дворники управляются традиционным правым рычажком, но тут есть дополнительные функции и регулировки, которые лучше тоже попробовать, пока машина стоит.
Мне показалось непривычным управление круиз-контролем под левой рукой, но в остальном оно достаточно традиционное и особых подвохов не содержит.
Управление музыкой и телефоном, соответственно, справа. Тут тоже все предсказуемо и понятно.
Немалый интерес представляет шайба, расположенная рядом с водителем.
Это управление системой IntelliGrip, которая согласно рекламе «обеспечивает надежное сцепление с дорогой вне зависимости от покрытия». Если верить рекламе, «достаточно выбрать один из пяти режимов на селекторе и предоставить остальное Grandland X».
Система предлагает пять вариантов работы:
- Стандарт (стандартный режим работы ESP);
- ESP Off (отключение системы ESP);
- Снег (сцепление на скользких покрытиях);
- Грязь (для движения по пересеченной местности);
- Песок.
О том, какой режим выбран, Grandland X оповещает как через приборную панель, так и с помощью экрана мультимедийной «головы».
В процессе переключения режимов несколько забавляет перевод на русский: «тяга выбрана верно» - сразу чувствуешь себя серьезным джиперистом с огромным опытом за плечами, который точно знает, что делает и сейчас уж точно победит всё и всех.
Однако прежде чем смело устремляться прочь с дороги, стоит вспомнить о том, что доступный в России Grandland X – это безальтернативно переднеприводный автомобиль.
Поэтому «умная система» IntelliGrip всего лишь регулирует крутящий момент на передних колесах. Да, конечно, это удобно – не надо мучить коробку и двигатель на снегу, да и на грязной дороге будет проще передвигаться, но ожидать, что машина мановением руки превратится в покорителя бездорожья, не стоит.
На Grandland X легко и безопасно можно проехаться по средней руки грунтовке, преодолеть не очень страшные колдобины и ямы – клиренс 180 мм при длине колесной базы 2675 мм не способствует особым достижениям при преодолении геометрических препятствий.
Если же не забываться, то на грунтовке машина показывает себя вполне пристойно – ход у колес приличный для кроссовера, поэтому яма должна быть достаточно внушительной, чтобы машину вывесить на двух колесах. На неровностях машину не швыряет, сильно не трясет, поэтому проехать на дачу или к речке можно будет в большинстве стандартных случаев. Также сочетание геометрических возможностей и системы IntelliGrip позволят легче справиться с нюансами очистки снега в каких-нибудь пригородных поселках или дворах.
Однако пора поехать и туда, где Opel Grandland X покажет себя с лучших сторон – на шоссейные дороги и городские улицы.
Да, это все же городской житель, способный с легкостью поехать в отпуск на море. Силовой агрегат обеспечивает отличную динамику, не принуждая при этом водителя ни к чему – ни к рваному старту со светофора, ни к сонной езде. Автомобиль просто послушно сделает то, что вы хотите – либо спокойно и плавно тронется, либо резво наберет скорость. Разгон у Grandland X вполне пристойный: заявленные 9,5 с до 100 км достойны доверия.
Очень собранная и в то же время приятно мягкая подвеска будет доставлять удовольствие при маневрах на скорости и позволит наслаждаться извилистой дорогой, не заставляя водителя переживать из-за огрехов дорожного полотна.
Автомобиль хорошо держит курс, легко справляется с колейностью, а цепкие, не нервные тормоза обеспечивают уверенное торможение.
Легкий, но наполненный руль будет приятно лежать в руках, оставляя ощущение полного контроля над происходящим. Завершит все это приятный звук двигателя – ненавязчивый, но солидно густой – который будет вас сопровождать, внося в путешествие разнообразие и драйв.
Честно скажу, езда на Opel Grandland X оставляет исключительно приятные впечатления. Это не олимпийский чемпион, но очень уверенный спортсмен хорошего уровня, который легко справляется с большинством задач на дороге и позволяет безопасно обгонять и маневрировать. Сидя за рулем, ощущаешь запас прочности и безопасности, который обеспечивает машина. Все проходит уверенно, предсказуемо и спокойно.
В пути будут исправно работать помощники водителя, подсказывая об автомобилях в мертвых зонах и пересечении разметки, если не включен поворотник (достаточно назойливый ассистент, быстро учит правилам хорошего тона). Также автомобиль умеет считывать знаки ограничения, но с этой функцией стоит быть аккуратнее – она не подменяет собой водителя и процентах в тридцати работает некорректно. По счастью, при превышении опознанного ограничения скорости машина умеет молча сожалеть о безответственном поведении водителя.
Кстати, можно обратить внимание на световое оформление – фары имеют запоминающийся рисунок и выделяют автомобиль в потоке. Светят они хорошо и очень мило подсвечивают повороты – при маневрах во дворе такая функция удобна. Но тут же придется подложить маленькую ложечку дегтя – такой свет предсказуемо имеет резкую границу и сильный перепад освещенного пятна и тени. В дальнем путешествии такой головной свет может вызывать утомление.
Приятно удивит в Opel Grandland X расход топлива. В среднем, с учетом города, он составляет примерно 8,4 л на 100 км, падая до 6,5 л на 100 км при движении по трассе в спокойном режиме в скоростных рамках до 110 км/ч.
Пожалуй, автомобиль вызывал бы сплошной позитив, если бы не переизбыток функций, выведенных на мультимедийную систему.
Несомненно, возможность настроить достаточно обширный список функций – это благо.
Однако французы не знают меры в этих вопросах. Так, непонятно зачем управление воздуходувами в салоне сделано исключительно в цифровом режиме – чтобы поменять что-то, надо обязательно залезть в меню печки. Мало того, что функция, над которой и думать-то вообще не надо, требует отдельного внимания, так еще она и перебивается с другими системами «умной головы». Например, едешь по сложной развязке и понимаешь, что в шею дует, надо бы поменять что-то в обдуве воздуха. Но лучше терпеть, пока все не закончится, потому что придется не только отвлечься на мультимедийную установку, но и вместо навигации наблюдать за меню печки.
Кстати, тут тоже есть забавная ошибка перевода. Если все настройки просто перечисляются, то «комфорт» в списке стоит с точкой. Вот вам: «Комфорт и точка»!
Есть и еще одна проблема в цифровом обустройстве Opel Grandland X. Автомобиль явно переназначен для езды по освещенным дорогам, потому что регулировки яркости и освещения монитора максимально затруднены. Тут и проблема минимальной яркости – через пару часов темноты свет монитора начинает утомлять глаза. Монитор можно отключить – но тоже через электронное меню. Казалось бы, вот оно счастье. Но не тут-то было. Достаточно потыкать пальцем в настройки печки или покрутить громкость музыки, как вот он снова тут, сияющий квадрат в ночи.
Однако, пожалуй, к этому можно привыкнуть. В остальном мультимедийная система достойна похвалы – хорошая функциональность и богатые возможности. Даже собственная навигация (ее можно заменить на те же яндекс.карты с телефона) в наличии. Не сказать, чтобы она была серьезным конкурентом навигационным монстрам от смартфонов, зато она не требует интернета, что в путешествиях часто очень выручает.
Можно похвалить и музыкальное оснащение. Достойный звук, удобное управление. Но надо учитывать, что радиоприемник не блещет силой приема – антенна стандартная, и фм-радио традиционно начнет пропадать на расстоянии 50-70 км от Москвы. Зато можно запастись своей музыкой в дорогу и наслаждаться ею в хорошем качестве.
Заглянем и под капот. Тут все в пластике, особо ничего не увидишь. Но это и не предполагается – производитель явно рассчитывает на то, что владелец будет регулярно водить своего «коня» в фирменные «конюшни» на обследование и обслуживание. Кстати, межсервисный пробег – 10000 км, и этим французский «немец» проигрывает ряду соотечественников, которые требуют обслуживания раз в 15000 км.
Приятно обнаружить под капотом легкий доступ к фарам – лампочки можно заменить и без дорогостоящих процедур. Чего не скажешь об аккумуляторе – он прикручен на совесть и запрятан достаточно неудобно для самостоятельных манипуляций.
Отдельно надо обратить внимание на омывание стекла. Бачок почему-то спрятан в крыло – в доступе только маленькая воронка, глядя на которую решительно невозможно понять, сколько жидкости в бачке.
Но самое интересное – это система омывания лобового стекла, которая запрятана в дворниках. Возможно, в холодную погоду это даст плюсы на случай замерзания жидкости, но заменить их в дороге будет уже не так просто. Поэтому берегите дворники и меняйте их по расписанию.
РЕЗЮМЕ
По сравнению с соплатформенными французами Opel Grandland X оставил позитивное впечатление своей лаконичностью и хорошим поведением на дороге. Достаточно строгий и выдержанный дизайн, комфортный салон и шикарный багажник дают огромные плюсы в повседневной эксплуатации. К этому добавляется экономичность при хорошей динамике. Пожалуй, некоторое разочарование вызывает лишь излишне навязчивая «цифровизация» некоторых базовых функций навроде управления режимами работы воздуховодов.
Достаточно высокий ценник и 10-тысячный интервал обслуживания могут отпугнуть покупателя. Но Grandland X полностью собирается в Германии и локализации в России пока не ожидается. Пожалуй, чисто немецкое происхождение может стать той самой козырной картой при выборе этого автомобиля.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой.