Orlen Platinum Max Expert C5 5W20 – синтетическое моторное масло, тест
Выбор моторного масла для автомобиля – это, с одной стороны, просто, а с другой – сложно… Просто – потому что достаточно посмотреть на требования по вязкости, предъявляемые производителем двигателя, и на уровень качества масла по классификации API или ACEA – и можно идти в магазин. Сложно – потому что в магазине выяснится, что масел, подходящих по требованиям, очень много, и их цена отличается в два или три раза.
В последнее время мы выпустили несколько публикаций, посвященных моторным маслам польской компании Orlen, которая только недавно широко вышла на российский рынок (в приграничных с Польшей районах этот бренд неплохо известен). В основном мы ограничивались обзорами свойств этих продуктов, но в данном материале мы не просто рассматриваем свойства масла, а проводим его тесты.
Герой нашего обзора – синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert C5 5W20.
Оно имеет высокие индексы качества как по европейской, так и по американской классификации. Класс по API – SN/SN-RC/CF. Это высшая категория качества в этой классификации, которая была введена в 2010 году. Масла, соответствующее ей, обеспечивают улучшенную защиту от высокотемпературных отложений на поршнях и в турбокомпрессорах, а также нейтральны к уплотнителям. Масла API SN с Resource Conserving соответствуют стандарту ILSAC GF-5, обладают повышенными эксплуатационными характеристиками, обеспечивают экономию топлива, защиту турбокомпрессоров, совместимость с системой понижения токсичности выхлопа и защиты двигателей, работающих на маслах с содержанием этанола вплоть до E85.
По европейской классификации качества масло имеет индекс ACEA C5. Эта категория введена в 2016 году и дается только малозольным маслам (сульфатная зола ≤ 0,8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%). Оно относится к продуктам последнего поколения типа Mid SAPS и может применяться в двигателях, оснащенных катализаторами сгорания выхлопных газов. По низкой высокотемпературной вязкости масло относится к категории Fuel Economy, а пакет присадок гарантирует длительные периоды между сменами масла.
В качестве базы используется синтетическое масло, изготовленное по гидрокрекинговой технологии.
Моторное масло Orlen Platinum Max Expert C5 5W20 предназначено для круглогодичного применения в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, в современных бензиновых двигателях, оснащенных катализаторами, и дизельных двигателях с турбонаддувом, имеющих системы очистки выхлопных газов DPF или TWC. Подходит для двигателей, в которых производитель рекомендует масла с низкой вязкостью HTHS ≥2,6 ≤2,9.
Масло Orlen Platinum Max Expert C5 5W20 получило одобрение Ford WSS-M2C948-B, что говорит о том, что оно совестимо с двигателями, выпущенными с применением технологии EcoBoost, обеспечивающими высокую удельную мощность и большую нагрузку на масло. Это одобрение дается только маслам вязкости 5W20 и применимо примерно к 95% всех бензиновых двигателей Европы. Масло обеспечивает длительный срок межсервисного пробега. Соответствие данной классификации подтверждает высокое щелочное число и низкую зольность, а также низкое нагарообразование. Масло обеспечивает топливную экономию.
По характеристикам масло удовлетворяют требованиям Jaguar, Land Rover ST JLR 03.5004.
Канистра
Масло фасуется в канистру золотистого цвета с выштампованным на ней логотипом Orlen. На тыльной стороне канистры располагается этикетка, где русскоязычная информация находится на втором, заклеенном уровне и поэтому дополнительно нанесена на канистру дистрибьютором.
Под красной крышкой находится вытягивающаяся горловина, которая позволяет удобно заливать масло.
Тестирование моторного масла Orlen Platinum Max Expert C5 5W20
Переходим теперь к самому интересному – результатам тестов моторного масла Orlen Platinum Max Expert C5 5W20 на автомобиле. Тестовый автомобиль – Nissan Serena с двухлитровым двигателем MR20DE (также устанавливается на Nissan Qashqai и Nissan X-Trail). Пробег автомобиля на момент проведения теста составлял 125 тыс. км.
Перед этим двигатель в течение 10 тыс. км проработал на масле Shell Helix Ultra 0W-20 SN Plus. На отметке 135 тыс. км мы произвели повторную замену моторного масла Orlen Platinum Max Expert C5 5W20, чтобы сравнить результаты анализа Shell и Orlen. Мы также сравнили измеренные физико-химические параметры с заявленными.
Начнем с основного параметра – вязкости масла при температуре 100 °С. Заявленное значение – 8,4 кв. мм/с, измеренное в свежем масле – 8,1, а после 10 тыс. км пробега – 7,89. Параметр соответствует заявленному в пределах погрешности. Снижение вязкости после 10 тыс. км пробега может быть связано с попаданием в него остатков топлива. При этом вязкость масла Shell отличается не на много: 7,47 при паспортных данных в 8,6 кв. мм/с.
Низкотемпературная вязкость при 40 °С стабильна: заявленное значение – 44,07, измеренное у свежего – 41, измеренное через 10 тыс. км – 44. В масле Shell данный параметр ниже заявленного в характеристиках на 25%.
Обращает на себя внимание параметр щелочного числа, которое характеризует моющие свойства масла. У свежего масла оно практически равно заявленному – 7,88 и 8 соответственно. После 10 тыс. км пробега оно упало почти в двое, при этом в два раза увеличилось кислотное число.
Пакет присадок
Сравнение проб свежего и отработанного масла позволяет говорить о том, что пакет присадок очень устойчив. По элементному составу виден характерный малозольный продукт с большим содержанием кальция, являющегося основой моющих нейтрализующий присадок – детергентов.
Также мы видим, что в состав пакета входит противоизносная присадка, включающая в себя цинк и фосфор (цинк-диалкил-дитиофосфат). Ее количество также стабильно в период тестовой эксплуатации масла.
Наличие бора говорит об использовании в масле беззольной диспергирующей присадки на основе сукцинимида бора. Она позволяет удерживать продукты сгорания в масле во взвешенном состоянии. При этом содержание бора в отработанном масле уменьшается. В масле Shell при том же пробеге его меньше, чем в Orlen.
Индикаторы износа
В пробах присутствуют в незначительном количестве железо и медь и достаточно много молибдена. Последний говорит о том, что идет износ поршневой группы. Это нормальное явление для двигателя внутреннего сгорания. Обратить внимание следует на то, что в пробах двух масел – от Orlen и от Shell – с одинаковым пробегом количество молибдена отличается более чем в три раза: у первого 236 мг/кг, у второго 752 мг/кг. Есть повод задуматься…
Выводы
Синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert C5 5W20 хорошо показало себя в реальном тесте на двигателе, продемонстрировав высокую стабильность. Сравнение с более дорогим маслом показало, что работает оно явно не хуже, а в плане противоизносных свойств выступило даже лучше продукта от более известного бренда.
Таблица с результатами тестов моторного масла Orlen Platinum MAX expert C5 5w20.
Orlen Platinum MAX expert C5 5w20 |
Shell Helix Ultra 0W-20 SN Plus |
||||
Свежее масло |
Пробег 10 тыс |
Пробег 10 тыс |
|||
Индикаторы износа |
|||||
Железо |
Fe |
мг/кг |
1 |
16 |
13 |
Хром |
Cr |
мг/кг |
0 |
0 |
0 |
Олово |
Sn |
мг/кг |
0 |
0 |
0 |
Алюминий |
Al |
мг/кг |
0 |
1 |
0 |
Никель |
Ni |
мг/кг |
0 |
0 |
0 |
Медь |
Cu |
мг/кг |
0 |
4 |
6 |
Свинец |
Pb |
мг/кг |
0 |
0 |
0 |
Молибден |
Mo |
мг/кг |
71 |
236 |
752 |
Присадки |
|||||
Кальций |
Ca |
мг/кг |
1819 |
2056 |
2209 |
Магний |
Mg |
мг/кг |
17 |
19 |
25 |
Цинк |
Zn |
мг/кг |
870 |
943 |
853 |
Фосфор |
P |
мг/кг |
770 |
769 |
717 |
Барий |
Ba |
мг/кг |
0 |
0 |
0 |
Бор |
B |
мг/кг |
85 |
49 |
34 |
Загрязнение |
|||||
Кремний |
Si |
мг/кг |
3 |
9 |
18 |
Калий |
K |
мг/кг |
1 |
4 |
7 |
Натрий |
Na |
мг/кг |
2 |
4 |
3 |
Вода |
% |
0,13 |
0,11 |
0,2 |
|
Гликоль |
% |
0 |
0 |
0 |
|
Топливо |
% |
0 |
0,6 |
0,6 |
|
Степень окисления |
А/см |
8 |
19 |
20 |
|
Степень нитрования |
А/см |
6 |
12 |
10 |
|
Состояние масла |
|||||
Вязкость при 100°С |
мм2/с |
8,1 |
7,89 |
7,47 |
|
Вязкость при 40°С |
мм2/с |
44,07 |
41,44 |
33,73 |
|
Индекс вязкости |
- |
159 |
165 |
198 |
|
Щелочное число TBN (ASTM D 2896) |
мг КОН/г |
7,88 |
4,17 |
2,55 |
|
Кислотное число TAN |
мг КОН/г |
2,76 |
4,26 |
3,39 |