Тестируем иммобилайзер с Bluetooth управлением - PANDECT BT-100
Кризисные годы всегда характеризовались ростом преступности. Она может быть дикой – как в девяностых, или скрытой – как сейчас, но подобная тенденция существует и подтверждается многолетними научными исследованиями. Текущий кризис не такой глубокий (пока еще...), как те, которые мы переживали раньше, но и сейчас указанная тенденция заметна. В основном отмечают ее в тех сегментах, где можно относительно быстро получить большие деньги. Одной из таких сфер является область угонов автомобилей.
Специалисты, занятые в сфере автобезопасности, регистрируют рост угонов и попыток угонов. Если в тучные годы угоняли автомобили престижных марок, то с ростом кризисных явлений планка запросов стала стремительно опускаться. Автомобили в некоторых регионах стали угонять просто на запчасти. Именно поэтому важность дополнительной защиты автомобиля не уменьшается, даже несмотря на улучшение штатных противоугонных систем. Но штатные системы на то и штатные, что места их расположения хорошо известны, как и способы взлома или обхода. Это же касается и автомобильных охранных систем, установленных потоковым методом в автосалонах.
Практика показывает, что если автомобиль не удалось быстро угнать, то злоумышленники бросают его, предпочитая найти незащищенную машину. Именно поэтому установка иммобилайзера является высокоэффективным противоугонным средством.
Иммобилайзер работает очень просто. Есть хозяин в машине – она может ехать, нет хозяина – срабатывает блокировка, и автомобиль не сдвинется. При этом небольшие габариты иммобилайзера позволяют спрятать его в жгутах проводки так, что найти его будет просто невозможно.
Само устройство определяет наличие водителя по уникальной радиочастотной метке. При попадании метки в зону видимости иммобилайзер переводится в режим «Снято с охраны» и разблокирует цепь.
В теории все очень просто, но на практике для создания эффективного иммобилайзера требуются очень сложные конструкторские решения.
В нашем тесте мы рассмотрим новинку калужской компании «Аларм Трейд» – иммобилайзер Pandect BT-100.
PANDECT BT-100 – автомобильный иммобилайзер с BLE-меткой, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Первая модель иммобилайзера Pandect появилась на рынке более 10 лет назад. С того момента конструкторы ни на минуту не прекращали вести разработку новых моделей, в которых применялись новые алгоритмы работы и технические решения. За это время продукт добился главного: зарекомендовал себя надежным.
Надежность – это краеугольный камень в случае с иммобилайзером. Ведь он устанавливается в автомобиле скрытно и блокирует его работу, значит, владелец должен быть на 100 % уверен в его надежности. Однако при возникновении проблем с автомобилем многие зачастую первым делом начинаю винить охранный комплекс. И как правило – зря…
Pandect BT-100 можно считать революционным решением в мире иммобилайзеров, поскольку пользователь получил возможность связываться с устройством, управлять им и настраивать его через смартфон – при помощи мобильного приложения. Таких возможностей сегодня нет ни у одной системы на рынке.
Рассмотрим это удивительное устройство подробнее. Оно состоит из блока блокировки и двух меток. Метки работают в стандарте BLE (Bluetooth Low Energy) – именно этот протокол и позволяет связываться с иммобилайзером при помощи мобильного приложения.
Стандарт BLE протокола BT 4.2 характеризуется двумя особенностями: низким энергопотреблением и возможностью шифрования данных при их передаче (персональный ключ шифрования является 128-битным).
Пониженное энергопотребление важно потому, что современные автомобили умеют отслеживать и поддерживать требуемый уровень электропитания оборудования в спящем режиме, а также потому, что напрямую влияет на продолжительность работы метки от одного элемента питания. Так, потребление основного блока не превышает 3 мА, а элемента питания в метке хватает на год работы.
Корпус иммобилайзера имеет весьма скромные размеры: 56×25×11 мм. Его легко спрятать в жгуте проводки, а все провода у него немаркированные, что усложняет деактивацию даже в случае обнаружения. Номинальный ток, который может коммутирует встроенное электромагнитное реле, – 9 А (пиковое значение – 20 А). Устройство оснащено кодовым каналом, к которому можно подключить внешнее исполнительное устройство.
НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ
При инсталляции Pandect BT-100 мастеру необходимо найти скрытое место для установки реле и обеспечить эффективную блокировку двигателя, установив в разрыв одной из цепей реле иммобилайзера. Цепь коммутирует номинальные токи до 10 А (с пиком до 20 А), возможно реализовать варианты как с нормально замкнутыми контактами, так и с нормально разомкнутыми. Иммобилайзер самостоятельно отслеживает включение и выключение зажигания и открытие дверей. Оба события имеют свой статус и влияют на логику работы устройства. В качестве дополнительного источника информации о том, что происходит с автомобилем, в тандеме с Pandect BT-100 можно использовать цифровой датчик движения с фирменной обработкой сигнала. Он обеспечит точное оповещение о начале движения автомобиля.
Преимущество такого датчика движения в том, что при отсутствии водителя программа блокировки двигателя запускается не по факту включения зажигания, а по факту начала движения автомобиля. То есть двигатель может работать, пока машина стоит, а вот как только она начнет двигаться, происходит блокировка. Этот способ блокирования позволяет без проблем реализовать в автомобиле режим дистанционного / автоматического запуска двигателя без обхода цепи иммобилайзера, то есть без снижения уровня защищенности автомобиля от угона. При этом пользователь Pandect BT-100 сам может включить или отключить датчик движения через мобильное приложение.
На выбор предлагаются три разных программы работы иммобилайзера. Первая бесхитростно названа «Иммобилайзер», так как предпринимает действия только в зависимости от зажигания. Два других режима, названных в инструкции AntiHiJack и AntiHiJack+, отслеживают еще и открытие дверей. Их задача – исключить угон автомобиля в случае, если водителя вытащили из машины.
Как работает блокировка?
Ситуация: включается зажигание, а водителя с меткой нет в салоне. Система начинает имитировать неисправность двигателя. В первый раз отключение происходит через 15 секунд после запуска двигателя. Во время второго запуска блокировка происходит через 10 секунд и затем уже через 2 секунды. Причем если включено звуковое оповещение, то после второй блокировки оно отключается, и иммобилайзер уже ничем не выдает своего присутствия. Ну разве что тем, что не дает двигателю нормально работать.
Зачем нужны режимы AntiHiJack и AntiHiJack+?
После того как иммобилайзер опознал хозяина по метке, позволил завести двигатель и начать движение, состояние автомобиля продолжает отслеживаться. В режиме AntihiJack происходит постоянный опрос метки. Если вдруг при работающем двигателе метка пропала, то система решает, что на автомобиль совершено нападение. В режиме AntihiJack+ метка постоянно не опрашивается, зато отслеживается открытие дверей автомобиля. Если вдруг произошло открытие двери и пропала метка, а двигатель заведен, устройство посчитает, что произошло нападение, и через 60 секунд блокирует двигатель. При этом если включен датчик движения, то блокировка происходит через 1 минуту после начала движения, так что стоять автомобиль с заведенным двигателем может сколь угодно долго. Если кто-то попытается еще раз на нем поехать, то двигатель отключится через 10 секунд и далее – через 2 секунды.
Режим еще AntihiJack+ отличается тем, что длительность работы двигателя до первой блокировки увеличена до 2 минут. Во всем остальном его работа аналогична режиму, описанному выше.
Мобильное приложение
Как обычно общается иммобилайзер с пользователем? После включения зажигания из-под торпеды раздается определенная последовательность сигналов, по которой водитель должен понять, о чем ему рапортует устройство: опознан ли владелец и позволит ли иммобилайзер он завести машину. Иногда внезапное изменение числа сигналов может озадачить неподготовленного водителя.
Хорошо помню панические звонки моей супруги: «А-а-а! Все пропало! Моя машина как-то не так пищит! Что с ней? Она не взорвется?!». Смешно, но только если наблюдаешь со стороны, а не судорожно пытаешься вспомнить шифровки…
Именно поэтому наличие специального мобильного приложения можно считать не просто дружественным шагом навстречу пользователю, а своего рода тихой революцией в данном классе техники. Теперь не нужно методично нажимать на кнопку метки и сомневаться, все ли ты правильно сделал. Достаточно единожды разобраться с программой – и непонятная скрытая коробочка престанет быть фактором неопределенности.
При необходимости приложение позволяет отключить иммобилайзер на определенное время. Это важно, поскольку исключает ситуацию, когда водитель забывает активировать режим охраны после посещения автосервиса.
Кроме того, теперь на слова нерадивого автомеханика «это у вас из-за сигнализации машина не заводится, а потому поезжайте туда, где ее устанавливали» можно уверенно возразить, что дело явно не в охранке…
Приложение обладает еще рядом уникальных возможностей, которые оценят и установщики, и пользователи. Так, можно очень точно настраивать радиус действия меток под конкретный автомобиль и конкретное место установки иммобилайзера, балансируя между дальностью обнаружения и надежностью регистрации метки. Система отслеживает напряжение в метках с точностью до сотых долей вольта, и, если оно упадет ниже критического значения, приложение известит владельца об этом, причем не странной трелью сигналов, а вполне понятным «человеческим» сообщением.
Также можно настроить датчик движения непосредственно в метке – это нужно для экономии питания. Если метка лежит без движения, включается самый экономичный режим работы, нацеленный на максимальное сохранение заряда батареи. При этом в метке работает только датчик движения. После того как датчик определит, что метка начала перемещаться, она переводится в штатный режим.
Приложение позволяет настроить чувствительность датчика движения, а также изменить программу работы иммобилайзера со стандартной на режим AntiHiJack.
Работа Pandect BT-100 в составе охранного комплекса
Выше мы описывали, как иммобилайзер Pandect BT-100 работает в одиночку. Но еще более эффективно он будет работать составе охранного комплекса, причем сам же будет выступать его центром. Для этого в системе имеются два выхода. Один из них аналоговый, его статус меняется в зависимости от события, он предназначен для работы с оборудованием сторонних производителей. Для «своих» же систем есть кодовый канал. Эти выходы могут, например, активировать оборудование, блокирующие доступ в подкапотное пространство, или задействовать дополнительную независимую блокировку двигателя.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Мобильное приложение для управления и настройки иммобилайзера. Датчики движения в основном блоке. Датчик движения в метке. Длительная работа меток от одного источника питания.
НЕДОСТАТКИ
Не обнаружены.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Pandect BT-100 можно смело назвать прорывным устройством в классе автомобильных иммобилайзеров. Подобного уровня дружелюбности к пользователю в плане настройки скрытого оборудования нет ни у кого из производителей. Это, бесспорно, новый шаг в мире автомобильных охранных систем.