Опыт эксплуатации сигнализации Pandora DX4GS
Стремительное расширение систем городского видеонаблюдения существенно снизило возможности автоугонщиков. Однако перестали ли быть нужны автосигнализации? Этим вопросом задается любой покупатель автомобиля. Давайте разберемся, какими бывают сигнализации и на что стоит обратить внимание.
За последние 10 лет противоугонные системы далеко шагнули от обычных «пищалок-закрывалок». Эти, пожалуй, пожалуй, действительно перестали быть актуальными - теперь их удел только раздражать соседей внезапными срабатываниями по ночам. Их реальные охранные функции минимальны.
Сейчас куда более востребованы «умные» сигнализации, особенно, для автомобилей бюджетного класса, где разнообразные встроенные производителем противоугонные системы сведены к минимуму или отсутствуют вовсе. «Умные» сигнализации минимально вмешиваются в штатную проводку автомобиля, позволяют использовать встроенные цифровые шины и «умеют общаться» с владельцем с помощью мобильных устройств.
Что требуется от хорошей сигнализации?
Во-первых, затруднить взлом и последующий угон автомобиля. Здесь важна не только сложность самой охранной системы, но и качество ее установки, поэтому обращаться с этим вопросом очень желательно в сертифицированные центры. Тут есть еще один момент, о котором счастливые владельцы нового автомобиля редко задумываются: установка сигнализации в «гараже» может аннулировать гарантию. Установка же в сертифицированном центре обычно на гарантию не влияет.
При этом надо помнить, что работа по монтажу займет как минимум один рабочий день. Так, установка даже не очень сложной системы занимает у опытного мастера не менее шести-восьми часов, если он серьезно относится к делу. Ускорение происходит только за счет нарушения технологии установки, когда важные блоки сигнализации оказываются в легком или очень предсказуемом для угонщика доступе. Поэтому не стоит покупаться на обещания быстрой установки – даже если сам монтаж будет качественным, поточная однотипная установка сильно снизит ценность охранной системы.
Во-вторых, сигнализация должна уметь предупреждать владельца о попытках несанкционированного доступа. Тут на первый план выступают сигнализации с GSM-связью и GPS/ГЛОНАСС модулем, которые позволяют отслеживать состояние и местоположение автомобиля через смартфон. Помимо простого контроля за автомобилем, нужно понимать, что очень часто угоны маскируют под эвакуацию – это не привлекает особого внимания окружающих, особенно, если угонщики хорошо подготовлены. И тут своевременная информация о начале несанкционированного путешествия может оказаться бесценной для успешного вызволения автомобиля из рук мошенников.
Третий пункт кажется важным уже лично мне: сигнализация должна быть заметна, но ей не стоит «кричать» о себе. Именно поэтому я отказываюсь от встроенных сирен – их вой вряд ли спасет от угона, зато ложные срабатывания могут вызвать сильное раздражение тех же соседей. Светосигнализации при срабатывании охранного комплекса вполне достаточно, чтобы отпугнуть мелких злоумышленников. О более серьезном интересе к автомобилю мне должен доложить смартфон.
Какие сигнализации есть на рынке?
На сегодняшний день в России существуют два крупнейших разработчика сигнализаций и охранных систем – калужское предприятие «НПО Телеметрия», выпускающее автосигнализации Pandora и аксессуары Pandect, и НПО «Старлайн», которому принадлежит бренд Starline. Обе компании предлагают достойные модели, но стратегия развития на рынке у них разнится.
Сегодня я поделюсь опытом эксплуатации сигнализации Pandora DX-4GS на автомобиле KIA RIO.
Выбор сигнализации
Поскольку KIA RIO – автомобиль, популярный у угонщиков, я решила не экономить на сигнализации. Однако дорогая премиальная сигнализация с широким спектром возможностей удаленного управления мне была не нужна, поскольук слишком простая цифровая шина KIA RIO не позволяет воспользоваться многими функциями такой системы. Мне нужно было что-то функциональное, но не слишком изысканное и сложное.
В итоге я остановила выбор на Pandora DX-4GS – меня удовлетворили технические характеристики сигнализации и возможности управления охранными функциями.
Эксплуатация сигнализации Pandora DX-4GS
Общение сигнализации со смартфоном – не новинка. Однако у данной сигнализации плюсом является возможность связи по протоколу 4G. Важное преимущество сети 4G заключается в более стабильной связи – например, в подземных паркингах, в час-пик в центре мегаполиса или на парковке крупного торгового центра. При этом сигнализация поддерживает и устаревающие 2G и 3G протоколы, поэтому опасаться выезда за МКАД не стоит.
Pandora DX-4G S уже имеет встроенную GPS/ГЛОНАСС-антенну, что позволяет посмотреть местоположение автомобиля, а также просмотреть историю его перемещений как из мобильного приложения, так и через онлайн-сервис Pandora.
Некоторым минусом данной сигнализации можно назвать наличие только одного слота для сим-карты – в дальних поездках это может оказаться неудобным, поскольку покрытие у разных операторов связи разнится в разных регионах. Однако для моих целей одной сим-карты показалось мне вполне достаточным. Траты на мобильную связь для автомобиля не высоки – крайне редко наступает ситуация, когда расходы превышают 100 рублей в месяц.
Второе, что мне показалось важным для сигнализации, это наличие радиометки. Если установлена сигнализация Pandora DX-4G S, тронуться можно только в присутствии радиометки или смартфона, который прописан в качестве метки (его можно и не прописывать в этом качестве). Попытка начать движение без прохождения авторизации приведет к немедленной блокировке двигателя. Это большой плюс для защиты от несанкционированного движения, с другой стороны, можно попасть в нелепые ситуации, когда батарейка в метке внезапно разрядилась. К чести сигнализации сказать, это происходит редко, однако все же происходит и, конечно же, в самый неподходящий момент. Поэтому в бардачке надо всегда иметь запасную батарейку CR2032. Замена батарейки достаточно простая, но придется проявить сосредоточенность и аккуратность – конструкция брелока проверит ваши пальцы на ловкость. В комплекте с сигнализацией идут две радиометки BT-760, работающих по каналу Bluetooth 4.2. Это хорошо, поскольку это позволяет использовать два ключа от машины, например, если автомобиль семейный и водителей несколько.
С помощью радиометки возможно включение и выключение режима охраны, однако, управлять сигнализацией с помощью нее не очень удобно. В стандартной комплектации альтернативой метке будет служить только телефон. Поэтому лучше сразу приобрести брелок дистанционного управления D030. Он также работает по интерфейсу Bluetooth 4.2. Его можно прописать в качестве метки, а можно не прописывать, что позволяет носить метку отдельно от брелока. Пожалуй, добавка брелока оказалась правильным решением. Во-первых, брелок удобен и информативен. Во-вторых, он имеет встроенный аккумулятор и подзаряжается через USB. Одной зарядки может хватить надолго – до трех месяцев. Дисплей у брелока достаточно яркий, поэтому проблем с чтением индикации нет ни днем, ни ночью. Если брелок полностью разрядится, после зарядки необходимо его включить, нажав на несколько секунд боковую кнопку.
Одним из плюсов сигнализаций Pandora стоит назвать их компактность: здесь нет ни дополнительных выносных антенн, ни лишних светодиодов. При этом качество мобильной связи оказывается на таком же уровне, как и у систем с выносной антенной. При моей любви к некоторой скрытности охранных систем, это, пожалуй, плюс. Минусом данной конкретной модели можно назвать отсутствие возможности установки дополнительного управления по радиоканалу (что, кстати, влечет за собой размещение радиомодуля на лобовом стекле), которая есть в более дорогих моделях. Встроенная антенна работает по протоколу Bluetooth 4.2 Low Energy (BLE 4.2) и позволяет поддерживать до 14-ти периферийных устройств.
«Общение» с автомобилей исключительно по телефону или каналу Bluetooth сначала меня пугало – я привыкла к возможности управления по радиоканалу. Однако реально радиоканал нужен только в случае отсутствия мобильной сети и при нахождении брелока не очень далеко от автомобиля – даже очень хорошая радиосвязь не даст управления на расстоянии уже пары километров прямой видимости. За полгода использования сигнализации проблем с отсутствием радиоуправления я не заметила. Плюсом Bluetooth можно назвать как раз небольшой радиус его работы – если угонщикам надо будет взломать сигнализацию по радиоканалу, им придется ставить свои системы вплотную к автомобилю. При этом иногда сигнализация внезапно теряет связь по Bluetooth и тогда приходится бегать вокруг машины, чтобы брелок и сигнализация снова нашли друг друга. Возможно, это и не всегда удобно, зато и взломщикам это тоже не добавит удобства. Правда, производитель обещает, что интеллектуальный взлом системы Pandora DX-4GS невозможен благодаря современному алгоритму шифрования AES с индивидуальными для каждой системы ключами шифрования длиной не менее 128 Bit и диалогового динамического обмена служебной информацией.
Одной из важных для меня функций была возможность подключения дистанционного запуска двигателя. В сигнализации Pandora DX-4GS используется цифровой алгоритмический обходчик штатного иммобилайзера, который позволяет, минимально затрагивая штатную проводку, реализовать функции дистанционного и автозапуска. Система позволяет выбирать условия запуска – периодически, в заданное время, по напряжению аккумулятора, по температуре, по команде. Казалось бы, все как обычно.
Однако в Pandora DX-4GS реализована функция определения уровня заполнения бензобака и это делает работу системы очень комфортной. Объясню почему: предыдущая сигнализация меня всерьез третировала автозапуском. Несмотря на количество бензина в бензобаке, автозапуск стабильно запускался при достижении определенной температуры или снижении заряда аккумулятора ниже определенного. Это крайне неудобно, если машина стоит в ожидании, пока находишься в отъезде, например, в командировке. Поскольку из приложения поменять параметры работы автозапуска было нельзя, критическое снижение уровня бензина (особенно зимой) могло спровоцировать выход из строя бензонасоса. Это не говоря о том, что по приезду на пустом баке просто никуда не уедешь. Автозапуск можно было принудительно запретить, поставив коробку на передачу (автомобиль имел механическую коробку передач), однако, тогда сигнализация высасывала аккумулятор до полного разряда попытками завести машину. С сигнализацией Pandora DX4GS я вздохнула спокойно – при уровне бензина ниже заданного, автозапуск автоматически отключается.
Производитель утверждает, что сигнализация обладает низким потреблением тока благодаря современному 32-разрядному ARM-процессору и алгоритмам снижения энергопотребления. Если прошлая сигнализация просто своей работой в мороз «высаживала» аккумулятор до критического уровня за несколько дней, то с DX4GS мне вот уже ползимы не удается протестировать, что будет, когда охранная система посчитает заряд слишком низким. К сожалению, предыдущий аккумулятор «скончался» одномоментно, просто осыпавшись, а новый все работает и работает без сбоев.
Также сигнализация поддерживает функцию турботаймера и поддержки зажигания. Пожалуй, для зимы этого всего вполне достаточно для комфортного существования с собственным автомобилем.
Сигнализация позволяет опционально подключить радиореле Pandora BTR-101. Цена вместе с установкой составляет дополнительные примерно 8 тысяч рублей. Радиореле скрытой блокировки двигателя со встроенным акселерометром увеличивает устойчивость автомобиля к угону. Миниатюрные размеры и трансивер Nordic NRF51822 позволяют спрятать его под капотом и максимально затруднить угонщикам жизнь.
Многие ставят блокировку замка капота. Казалось, бы функция максимально затрудняет угон. Но практика использования этой блокировки меня разочаровала – ее присутствие вызывает не столько проблем у угонщиков, сколько у владельца автомобиля. Так, если аккумулятор разрядился (например, когда забыли выключить фары, а в автомобиле нет автоматического отключения света), то для открытия капота придется вызывать специалистов. Это обходится дорого и занимает много времени. При этом получается, что специалист может достаточно свободно проникнуть под капот, несмотря на дополнительные сложности. Конечно, это труднее и медленнее, но блокировка капота не является панацеей. Несколько раз столкнувшись с проблемами у аккумулятора и невозможностью открыть капот, я решила для себя, что такая блокировка - не самая функциональная и удобная вещь. К тому же в случае ее выхода из строя теряется возможность оперативно открыть капот и добраться до аккумулятора в случае возгорания, например, при аварии. И это стало последней каплей – от блокировки капота я решительно отказалась.
Подводя итог, хочется сказать, что выбор сигнализации Pandora DX-4GS для охраны KIA RIO меня полностью устроил: функционала сигнализации Pandora DX-4GS для KIA RIO достаточно, мобильное приложение очень удобное, расходы на мобильную связь небольшие.
Немного о статистике угонов автомобилей
Об улучшении ситуации с угонами за последние 10 лет красноречиво свидетельствует статистика: с 2014-го года, когда официально было зарегистрировано 39 253 угона количество угонов снизилось почти в два раза. Сейчас в год угоняют порядка 20 тысяч автомобилей, и лидируют по угонам ожидаемо столичные регионы – Москва и Северная столица. Пандемия и карантинные меры, конечно, снизили активность автоугонщиков, однако, несмотря на в целом неплохую раскрываемость подобного рода преступлений, до утопии далеко. Причем экономическая ситуация говорит о том, что ожидать улучшения ситуации не стоит, особенно, в сегменте бюджетных автомобилей.
Согласно данным ТАСС, самыми популярными автомобилями среди угонщиков в 2021 году стали машины марок Hyundai Solaris и Kia Rio. Популярными марками среди угонщиков также остались Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Tucson и Kia Sorento. https://tass.ru/proisshestviya/13350845
Раскрываемость угонов достаточно высока, однако, наиболее часто сейчас машины угоняют ради запасных частей, поэтому вернуть владельцу автомобиль получается далеко не всегда. Чем быстрее обнаружен угон, тем больше шансов на возврат автомобиля, поэтому экономить на сигнализации не стоит.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой
Технические характеристики и параметры сигнализации Pandora DX-4GS
Способ управления:
- Bluetooth Smart - смартфон
- Бесконтактная метка
- Мобильное приложение
- Мобильный телефон (GSM)
- Штатные кнопки в салоне
- Штатный ключ от автомобиля (Slave)
- Автозапуск - Есть
- Поддержка Pandora CLONE - Есть
- Bluetooth Smart - Есть
- Версия Bluetooth - 4.2
- Тип GSM-модуля - 4G
- GSM – Есть
- GPS и ГЛОНАСС – Есть
- CAN интерфейс – Есть
- Метка - Есть (BT-760 метка)
- Управление через веб-сайт и приложения для Android и iOS - Да
- Турботаймер - Есть
- Управление предпусковыми подогревателями - Есть
- Релейный модуль запуска - Есть (RMD-5M релейный модуль запуска)
- SLAVE-режим - Есть
- Радиореле блокировки - Опция BTR-101
- Датчик удара/наклона/движения - Есть
- mini или micro-USB порт - Есть
Комплектация
- Основной блок DX-4GS – 1 шт.
- Брелок BT-760 black – 2 шт.
- ЗИП крепежа X1000 – 1 шт.
- Основной кабель X1000 – 1 шт.
- Релейный модуль автозапуска RMD-5M – 1 шт.
- Кабель аналогового термодатчика L3000 – 1 шт.
- Кабель DX90 v2 IMMO – 1 шт.
- Кабель ключа TM DeLuxe – 1 шт.
- Кабель c USB/micro USB – 1 шт.
- Кнопка BS2 – 1 шт.
- Сирена Пьезоэлектрическая Pandora PS-330 без коробки – 1 шт.
- Печатная продукция
- Упаковка
Стоимость сигнализации Pandora DX-4GS
Собственно сигнализация стоит 26 125 рублей, вместе с установкой - от 32 125 рублей.
Гарантия – 3 года.