Мыть и чем мыть – таков вопрос…
Мыть систему смазки двигателя перед заменой масла или нет? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждого автолюбителя. На специализированных форумах можно найти диаметрально противоположные мнения.
Так называемые анитпромывочники утверждают, что свежее масло и так все помоет, а состав, отличный по консистенции и свойствам от масла, может навредить сальникам и двигателю.
Сторонники промывки ссылаются на эффект кислотного отравления свежего масла остатками отработки и считают, что грамотная промывка только улучшит работу ДВС.
Как обычно, зерно истины есть в словах и той, и другой стороны. Бездумно залитый агрессивный моющий состав приведет не только к повреждению сальников, но и к заклиниванию двигателя. И старое масло на самом деле отравляет свежее, снижая его ресурс работы.
Грамотное техническое решение поставленного вопроса уже существует. Это средство, которое называется долговременная промывка масляной системы. Оно представляет собой специальное моторное масло и заливается за 200 км пробега до планируемой смены моторного масла.
Но и тут скептики готовы поставить под сомнение как эффективность данного средства, так и его безопасность для агрегатов. Те, кто ратует за эффективность, скажут, что с таким же успехом можно залить любое свежее моторное масло для промывки двигателя. А те, кто печется о безопасности, поставят под сомнение передвижение на автомобиле с залитой автохимией.
Чтобы не погрязнуть в теории, мы решили провести практический тест долговременной промывки масляной системы, выпускаемой российской компанией RUSEFF. Мы ставим перед собой задачу ответить на два вопроса:
1) поможет ли этот состав отмыть отложения в двигателе?
2) безопасен ли он для двигателя?
Мы отдали долговременную промывку двигателя RUSEFF в лабораторию МИЦ ГСМ, чтобы получить ее физико-химические характеристики. В тесте мы сравним их со стандартными свойствами моторного масла самой распространенной вязкости 5W30, полученными, опять же, на основе теста МИЦ ГСМ.
Способ промывки
Но перед тем как перейти к тесту, ответим на вопрос, какой способ промывки будет наиболее щадящим и эффективным для ДВС?
Ответ на него лежит на поверхности. Самый эффективный и щадящий алгоритм промывки такой:
- сливаем старое рабочее масло;
- меняем масляный фильтр на новый;
- заливаем свежее масло;
- проезжаем 500–700 км;
- делаем повторную замену масла и фильтра.
На новом масле ездим в течение установленного межсервисного пробега.
Эксперты утверждают, что именно такой способ очистки двигателя наиболее эффективен. Первые 1000 км пробега, пока моторное масло свежее и содержит наибольшую концентрацию моющих присадок, оно наиболее эффективно очищает детали двигателя, проникая по все труднодоступные места, вытесняя из них старое масло и заменяя ее на свежее, очищая загрязненные участке. При этом исключается еще один фактор, влияющий на быстрое старение масла, – отравление свежего масла остатками отработки. При предложенной выше схеме замены эффект отравления испытывает на себе промывочное масло, которое затем, после небольшого пробега, заменяется свежим маслом.
При всех достоинствах подобного способа промывки он оказывается довольно дорогостоящим – за счет двухкратного увеличения расходов как на сервис, так и на расходники.
Промывочное масло
Чтобы уменьшить стоимость замены масла и все-таки промыть двигатель, были изобретены промывочные присадки и промывочные масла.
Зачем же тогда два раза тратиться на столь сложный способ? Дело в том, что промывочные масла – это минеральные масла низкой вязкости, которые доливаются в систему смазки непосредственно перед заливкой свежего масла. После заливки двигатель должен поработать на холостых оборотах 10–15 минут, затем вся эта смесь сливается. Ездить на промывочном масле нельзя, так как оно не обеспечивает нужных смазывающих свойств.
Есть еще один нюанс: минеральное промывочное масло нельзя использовать в двигателях, которые ездят на синтетике, так как полностью оно из системы смазки не сливается, а его остатки будут портить основное масло. С ростом числа автомобилей с современными двигателями такие промывочные масла постепенно исчезли с полок автомагазинов.
Так что если у вас новый автомобиль, а не 30-летней давности, то такая промывка для него не подойдет.
Пятиминутные промывки двигателя
Присадки для промывки двигателя, известные также как пятиминутки, стали популярными именно потому, что на смену минеральным маслам пришли синтетические, и нужна была альтернатива. Началось все с опытов, когда в старое масло добавляли небольшое количество разжижающего состава. Изначально это делалось даже не для очистки двигателя от отложений, а для того, чтобы слить как можно больше загустевшей минералки. В основном использовались две самых распространенных в гаражах жидкости: дизельное топливо и керосин. Они в небольшом количестве заливались в масло, двигателю давали поработать пару минут на холостых и затем смесь сливали. Позже было замечено, что этот прием не только обеспечивает хороший слив, но и чистит двигатель, вымывая отложения. Так появились первые пятиминутки.
Дальнейшим развитием их как отдельного продукта занялись уже не гаражные мастера, а химики. Начали появляться новые формы растворителей, позволяющих быстро очистить двигатель. И как раз на этом этапе были замечены побочные эффекты от применения агрессивных растворителей в виде воздействия на сальники и смывания масляной пленки с трущихся деталей.
У разработчиков появилась серьезная задача, и они придумали новый вариант пятиминутной помывки. В основу его лег комплекс присадок, которые используются в моторных маслах, а именно моющая присадка, противозадирная присадка и немного растворителя. Добавление такого состава в старое масло не только безопасно для двигателя, но и за счет его комплексной формулы решает проблему отравления свежего масла отработкой. Именно такие пятиминутки и рекомендуется использовать в современных двигателях при каждой замене масла.
Главная проблема для потребителей заключается в том, что под одним и тем же названием продаются как промывки, состоящие только из растворителя, так и более современные промывки, включающие пакет присадок. Чтобы в разобраться в этом многообразии, журналом «АвтоДела» в свое время был проведен обширный тест пятиминутных присадок для промывки масляной системы. Рекомендуем ознакомиться с ним перед покупкой состава.
Долговременные промывки двигателя
Данные средства являются развитием ветки пятиминуток, которые сделаны на основе масляных присадок. Задача, которую они призваны решить, – увеличение срока работы очищающих компонентов. Если пятиминутка, исходя из названия, моет двигатель 5–10 минут, то долговременная промывка при 200 км пробега – это 2–3 моточаса. Согласитесь, разница довольно существенная. Поэтому ведущие производители автохимии выпускают наряду с пятиминутками и долговременные очистители, притом считают их наиболее эффективными.
Тест долговременной промывки масляной системы RUSEFF
Перейдем к заявленной теме материала – тесту долговременной промывки масляной системы RUSEFF.
По результатам лабораторного анализа выявлено, что средство содержит большое количество кальция (4224 мг/кг) – это в полтора-два раза больше, чем в моторном масле. Сравните по таблице с показателем стандартного моторного масла 5W30 (3012 мг/кг). Почему важен кальций? Он отвечает за концентрацию моющей присадки, и, как мы видим, она выше, чем в товарном масле.
Еще одна интересная цифра – содержание цинка и фосфора. Показатель свидетельствует о концентрации противоизносной присадки ZDDP (диалкилдитиофосфат цинка). По сравнению с товарным маслом концентрация этой присадки в промывке на 20% выше (цинк – 1320 мг/кг в присадке против 1097 мг/кг в масле, фосфор – 1134 мг/кг в присадке против 940 мг/кг в масле). Это необходимо для того, чтобы повысить противоизносные свойства масла на период промывки двигателя.
Присадка имеет вязкость, сравнимую с маслом 0W20, и при добавлении в старое масло повышает его текучесть. Нужно отметить очень высокое щелочное число присадки – 14,6 мг КОН/г, что в полтора раза выше, чем у стандартного моторного масла. Это также говорит о высоких моющих свойствах и способности нейтрализовать накопившиеся кислотные остатки в старом масле.
Обращает на себя внимание и низкая температура вспышки моющей присадки – всего 174 °С. Это говорит о том, что в процессе промывки база, в которой растворены присадки, выгорит вместе с топливом, а пакет присадок останется в старом масле, улучшив таким образом его свойства.
|
|
|
RUSEFF «Долговременная промывка масляной системы» |
Масло 5W-30 |
Присадки |
|
|
|
|
Кальций |
Ca |
мг/кг |
4424 |
3012 |
Магний |
Mg |
мг/кг |
21 |
16 |
Цинк |
Zn |
мг/кг |
1320 |
1097 |
Фосфор |
P |
мг/кг |
1135 |
940 |
Барий |
Ba |
мг/кг |
0 |
0 |
Бор |
B |
мг/кг |
5 |
2 |
Состояние масла |
|
|
|
|
Вязкость при 100°С |
|
мм2/с |
6,39 |
11,7 |
Вязкость при 40°С |
|
мм2/с |
38,74 |
69,66 |
Индекс вязкости |
|
- |
115 |
164 |
Щелочное число TBN (ASTM D 2896) |
|
мг КОН/г |
14,63 |
6,71 |
Кислотное число TAN |
|
мг КОН/г |
4,45 |
2,57 |
Температура вспышки |
|
С |
174 |
236 |
На основе анализа ответим еще на два насущных вопроса автолюбителей.
Поможет ли этот состав отмыть отложения в двигателе?
Состав RUSEFF «Долговременная промывка масляной системы» содержит пакет моющих присадок, аналогичный тому, что имеется в товарном масле, но в большей концентрации. Добавление состава в старое масло позволит усилить его собственный пакет присадок и повысить моющие свойства. Это даст ему возможность очистить детали двигателя естественным способом за 200–300 км пробега. Последующая замена масла на свежее усилит степень очистки ДВС.
Почему использовать промывку лучше, чем залить литр свежего масла?
Как показали тесты, концентрация моющих и противозадирных присадок в промывке выше, чем в товарном масле. Это позволяет компенсировать потерю присадок во время работы масла в течение межсервисного интервала. Повышенное щелочное число присадки способно нейтрализовать кислотный остаток в старом масле и не допустить отравления свежего масла остатками старого.
Также база присадки выгорает во время работы двигателя из-за низкой температуры вспышки, что позволяет применить присадку даже при полном масляном резервуаре. А вот масло в такой ситуации доливать противопоказано!
Автохимические препараты, рассмотренные в материале
RUSEFF «Долговременная промывка масляной системы»
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА
Правильно подобранные пропорции алифатических и нафтеновых углеводородов, АПАВ, НПАВ и дифосфат цинка позволяют хорошо отмывать масляные отложения без ущерба для смазки двигателя и прокладок.
Современное эффективное средство, разработанное по европейским стандартам, в котором выдержан баланс между эффективностью и безопасностью применения. Не каждый автовладелец является профессиональным механиком, поэтому средства самостоятельного ухода не должны наносить ущерб в случае неправильного применения.
За 200 километров пробега с использованием долговременной промывки масляной системы растворяются шлам и застарелые загрязнения. Промывка глубоко проникает в самые труднодоступные места и очищает все внутренние гидроприводы в двигателе, включая гидрокомпенсаторы и гидронатяжители.
Благодаря правильной формуле средство не забивает маслоприемник и масляные каналы двигателя и полностью сливается из двигателя со старым маслом.
Данная универсальная промывка для дизельных и бензиновых двигателей содержит комплекс моющих, диспергирующих и защитных компонентов, что обеспечивает дополнительную защиту от износа и задиров в ходе промывки.
ПРИМЕНЕНИЕ
Процедуру промывки масляной системы выполнять в следующей последовательности:
1. Залить состав в систему смазки прогретого двигателя за 150–200 км до плановой замены масла.
2. Продолжить эксплуатацию автомобиля, избегая высоких нагрузок на двигатель и повышенных оборотов.
3. После 150–200 км пробега заменить масло и фильтр согласно инструкции к автомобилю.
Одного флакона средства достаточно для промывки смазочной системы объемом до 6 литров.