5179 километров на Subaru Outback
Автомобиль на тест-драйве "Автодел": Subaru Outback
Двигатель: SUBARU BOXER, бензиновый, объем 2,5 л, мощность 167 л.с. (123
кВт), горизонтально-оппозитный, 4-цилиндровый, 4-тактный, SOHC 16-клапанов
Коробка передач: вариатор
Стоимость тестового автомобиля: комплектация IQ от 1 515 000 руб.
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км пробега
Межсервисный пробег: 15 000 км. пробега или 1 раз в год.
Когда выбираешь машину для очередной поездки на Кольский полуостров за красотами осеннего Севера, всегда мучаешься выбором. Какую машину взять? Задач перед машиной стоит в таком путешествии много, и некоторые из них противоречат друг другу.
Сможет ли машина пройти все трудности осеннего Севера и спокойно съехать с асфальта? Но путь предстоит длинный, и не устанем ли мы в дороге? Влезет ли в багажник всё необходимое для северной поездки в машину или нам надо брать дополнительный багажник на крышу? И как насчет экономичности? Не приедем ли мы обратно «без штанов» после 5000-километрового путешествия?
Когда мы обратились в компанию Subaru с просьбой предоставить автомобиль на такую поездку, нам предложили Outback. Издалека машина казалась вполне внедорожником. У нее полный привод и внушительней дорожный просвет 213 мм. Багажник выглядел большим, а обещанный расход топлива очень даже прельщающим. И мы с радостью согласились, хотя Forester и казался более подходящим для подобной поездки.
Цифры – цифрами, но одно дело праздно разглядывать машину издалека и на картинках, а другое – сесть в нее и поехать. Когда я приехала забирать машину, меня начали одолевать серьезные сомнения. Какие же у Subaru Outback длинные свесы! И неужели тут действительно есть 21,3 см дорожного просвета?
Первое впечатление от автомобиля еще больше заставило нервничать: перед носом постоянно маячил капот, а угадать, где находятся колеса было крайне сложно. Как же мы с этим носом проедем на ключевую точку нашего путешествия – на Тоню Тетрина, что на Белом море? Ведь туда заедет далеко не каждый автомобиль.
Но отступать было поздно: завтра выезд. Поэтому пришлось поверить изученным характеристикам и подавить нахлынувшие сомнения.
СТАРТ!
Старт частенько преподносит разнообразные сюрпризы. То это какие-то забытые в последний момент вещи, то документы или, еще лучше, внезапно потекший кран у соседей.
В этот раз старт тоже не обошелся без сюрприза: накануне поездки наша группа, еще вчера такая целеустремленная, внезапно начала разваливаться. Одного из участников экипажа срочно вызывают на работу, и нам ничего не остается сделать, как поехать вдвоем. Чисто женской командой. Воссоединение же экипажа, возможно, произойдет. Но почти через неделю. Несколько неожиданный поворот событий, но не отменять же из-за этого поездку?
Раз уж мы едем вдвоем, то почему бы тогда не сэкономить время и деньги на промежуточных стоянках? Ведь сон в дороге отнимает в таком путешествии до двух суток времени. Однако проехать за один «присест» 1980 километров, хоть и в «два руля», дело не такое простое. Машина должна быть удобной для отдыха второго водителя, иначе вся поездка превратится в кошмар. Да и в ночное время суток на машине должно быть ехать безопасно.
Решение отложили до Питера, где изначально была запланирована первая остановка.
Но прежде чем рассказывать дальше, сделаем отступление.
Subaru Outback внутри
Когда садишься в машину, первое впечатление от Subaru Outback – да какой же это внедорожник? Это полноценный седан бизнес-класса! Причем как для водителя, так и для пассажира. Удобные кресла, все регулировки и пространство, которого много как спереди, так и сзади. Руль удобно лежит в руках, а передний пассажир может смело ехать практически лежа.
Но вот несмотря на изобилие регулировок водительского кресла, настроить его не так просто. Кажется, вот оно, удобное! Но проходит час, и начинаются очередные поиски более удобного положения. Не сильно добавляет этому радости и специфический алгоритм запоминания положения кресла – пока приноровишься, удобные настройки собьешь раз пять. К тому же комфортные настройки сильно отличаются на трассе и бездорожье. Особенно тяжело, когда водителей двое – рычажки электрорегулировок в Subaru Outback постоянно востребованы. Привыкание происходит долго – всерьёз приноровиться к водительской посадке удалось только где-то через пару тысяч километров.
Также первое время пугают габариты Subaru Outback – машина кажется огромной и малоповоротливой. Но это всё кажущееся: маневренность машины на деле впечатляющая, а все проблемы связаны с совершенно не кроссоверской организацией пространства и большой длиной машины - 4 790 мм.
Организация пространства в Subaru Outback в целом удобна, но место для мелочёвки в центральной консоли можно было бы сделать побольше – времена микротелефончиков уже давно в прошлом.
И да, ожидать каких-то специфических внедорожных возможностей в Subaru Outback не приходится – это высоко сидящий полноприводный универсал. Кроссовером его можно назвать только сильно лукавя. Зато внедорожный просвет у этого универсала действительно приспособлен для наших дорог в широком спектре их вариаций.
Между сидениями Subaru Outback расположен подлокотник. Неплохо, но ничего необычного в нем нет, кроме второй розетки на 12 В. Водителю он не особенно нужен, и штурман его полностью оккупирует. К сожалению, там же находится и USB-разъем. В нашем путешествии без остановок это оказалось неудобным – поменять флешку с музыкой или что-то достать из бардачка можно было только разбудив сменщика.
Багажник у Subaru Outback вместительный. Сюда действительно влезает много. Но высота крепления шторки удивительно низкая, поэтому мы пожалели, что вообще взяли этот аксессуар с собой в дорогу – воспользоваться по назначению им так и не удалось.
Если сложить сидения, багажник Subaru Outback становится гигантским, но вот пол получается не совсем ровным. Это может опечалить тех, кто решится спать в машине или захочет возить собаку.
Под полом багажника Subaru Outback в стандартном варианте находится «докатка». Поэтому резину нам придется беречь. Зато оставшегося места в подпольном пространстве много, и в дальней дороге тут отлично размещаются разнообразные ценные предметы редкого использования.
1980 км за 26 часов
Несмотря на первое, немного двоякое впечатление от автомобиля, управлять Subaru Outback оказалось сущим удовольствием. Послушный и четкий руль, отличная динамика на всех диапазонах скоростей, прекрасная устойчивость в поворотах и мягкая отработка неровностей. В общем, без ложной скромности можно сказать – идеальное поведение и эталонная управляемость.
Ехать на таком автомобиле можно долго, и вечерний Санкт-Петербург мы пролетели, почти не заметив. Легкое лукавство, конечно. КАД лучше некоторых объездных дорог Ленинградской области, но вопросу информативности знаков можно посвящать оды. И даже два навигатора на борту мало спасают положение. Похоже, государство ведет целенаправленную политику по развитию IQ водителей, и дорожники Санкт-Петербурга спешат воплощать эту политику в жизнь. Ориентироваться на незнакомых развязках не просто тяжело, а иногда почти невозможно. Единственное, чему можно поставить действительно высокую оценку на КАДе – это информированию водителей о предстоящих ремонтных работах. Москве уже давно пора бы заменить бестолковые и глубокосодержательные надписи в стиле «открыт мотосезон» информацией о реальных событиях на дорогах.
Но если на КАДе в очередной раз просто пришлось поиграть в аттракцион «угадай» направление и покрутиться на развязках, то ремонт трассы М18 в Карелии перед Петрозаводском заставил порадоваться за машину. Трасса то уходит в сторону, то раздваивается, то сужается. Знаки, если они есть, грязные, к тому же стоят как попало. Ограничено это всё бетонными отбойниками, которые ночью в дождь разглядеть можно только в последний момент. В результате чего дорога превращается в настоящее ралли.
В какой-то момент мне пришлось расходиться с фурой, которую на этих раллийных поворотах начало складывать. Что сказать: спасибо Outback! Мне не только удалось спокойно вывернуться, подзацепив обочину, но и проскочить так, чтобы у фуры оказалось пространство для выравнивания. Адреналина, конечно, много, но реакции на резкие торможение, ускорение и движения рулем, достойные спортивных трасс, впечатлили. При этом мой второй пилот даже не проснулась от резких маневров!
Кстати, про свет. Ближний свет у Subaru Outback мог бы быть и получше. Граница между светом и тенью не сильно резкая, но все же перепад яркости хотелось бы иметь меньше - в долгой дороге глаза устают. Зато дальний свет –настоящий прожектор. Лишь бы пореже встречались на дороге машины. В свою очередь, подсветка приборов, кнопок и центрального дисплея фактически идеальна – при включении ближнего света яркость автоматически снижается на заранее выбранный уровень. Главное, не пытаться мучиться с настройками центрального дисплея – несмотря на разнообразие выбора в вариантах визуализации, в ночной режим он переходит только при включении ближнего света.
Рассвет нас застал за Петрозаводском. Утро обещало отличную погоду, и дальнейшее наше путешествие прошло без приключений. Заправка, обязательная остановка на Полярном круге, и мы в Мурманске.
Итак, 1980 км, 26 часов, 180 литров 95-го бензина. Средний расход топлива – 9 л/100 км. Несколько больше, чем ожидалось – до Зеленоборского средний расход не превышал 8,4 л/100 км, но горы Кольского и обгоны в интенсивном движении сделали свое «черное дело».
ИЗ МУРМАНСКА НА ЗАПАД
Мурманск встретил нас прекрасной теплой погодой и яркой золотой осенью. Рассказывать о буйстве красок, золоте березовых листьев, рубинах рябины, бархате тундры можно долго. Лучше это один раз увидеть и влюбиться.
Поскольку в Мурманске выяснилось, что еще один член экипажа не присоединится к нам в ближайшие два дня, мы с моим вторым пилотом решили – катаемся в свое удовольствие. Вдвоем нам не нужны большие заботы о лагере, не нужно мучиться с согласованием желаний всех путешествующих. Мы поедем туда, где еще не были. А там будь, что будет. И наш путь лег на запад, в Печенгу.
Даже простая автомобильная прогулка по осеннему Кольскому в хорошую погоду достойна отдельного материала. Север оглушает своей красотой. Хочется останавливаться на каждом километре, чтобы наслаждаться видами. Но вот с остановками по дороге из Мурманска в Печенгу будет как раз не слишком хорошо. Дорога идет по сопкам, обочины узкие, обгоны запрещены на длинных участках. Места остановок и съезды лучше знать заранее, поскольку развернуться на трассе легко далеко не везде. Чаще всего до многих красивых мест от стоянки приходится идти пешком достаточно далеко. Но вот озера Килъявр и Нялъявр составляют приятное исключение – прямо рядом с ними можно найти место для парковки и полюбоваться видами.
Помимо видов и пейзажей по дороге много памятников Великой Отечественной – бои в Заполярье с гитлеровцами были ничуть не слабее, чем на южных фронтах.
Дорога на Печенгу – это та же трасса М18 Кола. Идет она из Санкт-Петербург через Мурманск и заканчивается в Борисоглебске, на границе с Норвегией, откуда дальше дорога через границу уходит в Киркенес. Если бы знать заранее, что наши спутники окажутся такими непостоянными, надо было бы запастись норвежскими визами – от Печенги до Киркенеса рукой подать.
Виз у нас не оказалось, поэтому мы ограничились прогулкой по российской территории. Это не особенно нас огорчило, поскольку разницу в окрестных пейзажах мы бы, скорее всего, даже не заметили.
Прокатившись по Печенге, купив забытые топор и пилу, мы решили поехать дальше. Вдвоем мы передвигались существенно быстрее, чем большой компанией и до заката было еще далеко.
Первой нашей остановкой оказался мужской православный монастырь в Луостари. Самый северный монастырь, если верить заявлениям. Но главная его достопримечательность – могила кольского святителя Трифона Печенгского. Красивые деревянные строения монастыря на фоне окружающих пейзажей приятно радуют глаз. Любопытно, что здесь же находилась воздушная база Северного флота, где после учебы проходил службу Юрий Гагарин в 1957—1960 гг.
Но мы едем дальше. Наша финальная точка Никель – небольшой городок, который примечателен исключительно расположенным в нем горно-металлургическим комбинатом. Запах от него чувствуется издалека – начинает першить в носу и горле. Поэтому задерживаться мы здесь не будем. Но по приезду в Никель мы обнаруживаем, что дорога идет дальше! Внимательно изучаем карту, и выясняем, что в одном месте можем поглядеть на Норвегию. Что мы и делаем.
Настало время искать стоянку. Скорее всего, пора возвращаться на Титовку, где наш Subaru Outback сможет пройти часть пути на Мустатунтури. Рыбачьего и Среднего нам с Outback, наверное, не видать – дорога через перевал сильно разбита, а вот стоянку на реке мы волне себе можем позволить.
Но на обратном пути от Норвежской границы к Никелю обнаруживаем любопытный знак: вместо короткого пути прямо указатель на Мурманск стоит направо. Вместе с указателем на Лотту, где находится пропускной пункт с Финляндией. Странный знак. Крюк будет минимум километров сорок.
Посмотрим? И, уведомив своих друзей из Мурманска, о наших дальнейших планах, мы едем открывать неизведанные пути.
Асфальтовое «счастье» здесь длится недолго: километров через пятнадцать от Никеля начинается грунтовка. Вместо тундры вокруг уже леса, но главное – болота. Съездов почти нет, а солнце уже начало заливать закатным золотом пейзажи.
Ехать обратно? Но любопытство пересиливает и мы находим один из съездов, чтобы найти место для ночевки.
Оглушающая тишина, ослепляющее золото осенних «танцующих» березок и грибы. Что еще надо для счастья? Хотелось бы, конечно, северного сияния «на закуску», но свинцовые тучи, появившиеся на горизонте перед закатом, отправляют нас спать по расписанию.
Утром мы продолжаем наш путь на Subaru Outback по грунтовке. Навстречу изредка попадаются карьерные самосвалы и внедорожники. Связи нет, людей практически не встречается. Чувствуешь себя как на другой планете. Если на дорогу выйдет медведь, удивления это не вызовет. И в Афоню – местного варианта снежного человека Йети – в такой атмосфере поверить тоже легко.
Вокруг расстилаются болота. Как же они красивы осенью! Но чтобы заехать в них на машине и думать не приходится.
Знаков на Мурманск пока больше не попадается, но Лотта фигурирует регулярно. У Приречного обнаруживается рудник и начинается асфальт. Болота постепенно сменяются лесами и озерами. Виды захватывают дух, но подъехать на берег для стоянки практически невозможно. Наконец, мы выезжаем на дорогу Мурманск-Лотта. Главная достопримечательность этой дороги, помимо видов – разбитый асфальт. Ямы и группы ям возникают внезапно, поэтому ехать по этой дороге ночью достаточно неприятно и даже опасно.
К вечеру погода становится все лучше и лучше. Мы решаем, что это отличный повод снова покараулить северное сияние, заночевав где-нибудь на берегу Верхнетуломского водохранилища.
Съезд найден, но где-то недалеко слышен лай собак и выстрелы. Охотничий сезон открыт. Спать в палатке как-то страшновато – что за люди, на кого они охотятся? Да и возиться с лагерем что-то не хочется совсем. Мало того, что ровных мест почти нет, так если ночью пойдет дождь, дальше придется разбираться с мокрой палаткой.
И мы решаем посмотреть, а как же раскладываются сидения в нашем Subaru Outback? Оказывается, всё отлично! Да, это, конечно не комфортабельная кровать, но вполне ровная полноразмерная площадка, перепады которой можно компенсировать имеющимися вещами. А еще мы получаем возможность использовать печку и подогрев передних сидений, что очень даже актуально – наступающая ночь грозит нешуточным морозцем.
В ожидании ночи развлекаемся готовкой еды и очисткой стоянки от мусора. Стоило солнцу сесть, как с северо-запада снова принесло плотные облака. Северного сияния не будет. Занимаемся художественной плавкой бутылок и банок в костре. Тепло, весело.
Утром облака снова расходятся. Северное сияние явно от нас бегает! Но нам пора. Наш путь теперь будет лежать на восток и юг, к берегу Белого моря. Северные сияния там обычно менее красочные, чем дальше на севере, но, может, нам повезет?
В Мурманске к нам наконец-то присоединяется третий член экипажа – известный фотограф Людмила Белозерова. Это очень бодрая и интересная женщина, но ей 80 лет и желательно, чтобы машина была удобной и просторной – места должно хватать разместить костыли и вытянуть ноги.
Subaru Outback с этим отлично справляется, но когда к нам присоединится четвертый член экипажа, станет тесновато – закупленные продукты на неделю и практически зимнее снаряжение на четверых человек занимают много места.
Зато радует подробность карт в бортовом навигаторе, который устанавливается на Subaru Outback в «умных» комплектациях IQ и YQ. Мурманск здесь представлен на удивление подробно, да и карты окрестностей города местами хорошо прописаны. Хотя удаление от центров жизни и тут заметно влияет на подробность карт и их привязки, но ошибок не так много.
Прошла уже почти неделя наших странствий на Subaru Outback, но к габаритам привычка еще не устоялась. Поэтому наличие камеры заднего вида существенно облегчает маневры задом.
Когда настало время проверить масло в нашем Subaru Outback, меня поджидал неприятный сюрприз: где находится ручка открывания капота? Открыть бензобак – легко, а вот ручки открывания капота нигде нет. Уже темнело и поиски заветной ручки растянулись. Пришлось взять фонарик и смиренно сесть на колени. Как оказалось, сама ручка маленькая, а указатель на нее не выделен белым – в сумерках найти его очень непросто.
Кстати, о расходе топлива. Наши неспешные катания в режиме прогулки благотворно отразились на «прожорливости» Subaru Outback. Проехав 483 километра, мы потратили всего 41 литр бензина. Расход 8,5 л/100 километров приятно радует.
ВДОЛЬ БЕЛОГО МОРЯ
Колвица
Наша первая остановка на Белом море – Колвица. Богатая история у этого села. В отличие от других поморских сел, это карельское село. Началась история Колвицы в 16-м веке, но как село оно образовано в 1894-м году, когда здесь решили осесть братья Архиповы – выходцы из Северной Карелии.
Несмотря на скромные размеры, Колвица успела отметиться в «большой» истории, во время оккупации Кольского полуострова Антантой в 1918-19-х года. Одна из историй гласит, что 23 сентября 1919 года шесть колвицких партизан нескольким десяткам английских карателей просто не дали высадиться на берег, уложив несколько десятков человек.
Хотя, конечно, 90-е годы печально отразились на этом поселении, Колвица продолжает жить в душах северян. Вот какие стихи написал о Колвице знаменитый поэт Кольского Николай Колычев:
«Не умирай! Живи! Останься, Колвица!
Людей излечивай, очеловечивай
Глубокой памятью поморской вольницы
И красотой земли неискалеченной».
Встретила Колвица нас хмуро. Тяжелые низкие облака и туман укрывают Белое море и сопки. Но северная природа отличается красотой в любое время и высокая нежная грусть уходящего тепла щемит сердце.
Четвертый член экипажа, который приехал к нам в Колвицу, сразу же нас покинул – ему пришлось уехать обратно домой. Работа зовёт. Поэтому мы сели в Subaru Forester и поехали кататься на Колвицкое озеро вчетвером вместе со счастливым владельцем новенькой машины.
Колвицкое озеро – это чудо природы. Завораживающая красота леса, чистейшая вода. Здесь можно сидеть целыми днями, наблюдая изменчивый, но лаконичный Беломорский край во всей его красе.
Если низкий юго-западный берег Колвицкого озера отличается безмятежностью, то восточнее завораживают камни. Мягко обласканные водой они создают причудливые виды и образы на фоне обрывистых песчаных берегов и вздымающихся вверх сосен.
На камнях лишайники создают волшебные росписи, превращая их в драгоценные украшения леса. А вот под одной из сосен на берегу Колвицкого озера есть петроглиф в виде мальтийского креста. Насколько он старый и имеет ли вообще отношение к древним людям, разобраться нельзя. Основные же группы петроглифов Кольского полуострова расположены не здесь, а на островах природно-исторического памятника «Петроглифы Канозера». Но на машине туда не попасть, поэтому мы довольствуемся видом камней Колвицкого озера.
Жаль, что не только камни украшают Колвицкие берега. Мусор – это бич Кольского полуострова. Как ни хотелось бы иметь более легкую автомобильную доступность к красотам Заполярья, приходится признать, что для природы это губительно. Пока человек настолько варварски относится к своему богатству, лучше бы, чтобы дорог по-прежнему не было.
Самое грустное, что мусор очень часто оставляют не туристы издалека, а свои же, местные. Пришли, рыбы половили, зверья постреляли, грибов-ягод собрали. И тут же бросили бутылки, банки, пластик. Куда же делось бережное отношение к природе, свойственное поморам и саамам? Сколько еще будет продолжаться бездумное разбазаривание собственных богатств – наследие разрухи 90-х?
Однако хватит о грустном: вечер на Колвице дарит нам подарок - северное сияние. На отливе можно выйти далеко по морскому дну, чтобы вдоволь насладиться изумрудной росписью неба. Зеленые всполохи, бегущие по небу - знаки забеспокоившегося Солнца, захватывают дух. Единственное, о чем можно слегка сожалеть, так это о том, что мы уже слишком далеко на юге. Такой силы северное сияние километрах в ста на север может уже быть многоцветным.
И снова о расходе топлива. Несмотря на гористую местность, спокойный и даже неспешный характер передвижения благотворно влияет на наш Subaru Outback. Он упал до 7,8 л/100 км.
Тоня Тетрина
Следующая остановка нашего путешествия вдоль Белого моря на восток – Тоня Тетрина. Это этнографический музей под открытым небом, расположенный в 25 километрах от Умбы. Организовал его историк -энтузиаст Александр Борисович Комаров, воссоздав реально существовавшую рыбацкую промысловую избушку – поморскую тоню. Эта тоня не только называлась именно Тетрина, но и главный домик – собственно тоня – расположен на месте старого дома. Помимо этого Александру Борисовичу удалось восстановить расположение и других важных на поморской тоне деталей.
Проехать туда, пожалуй, наиболее сложная часть пути для нашего Subaru Outback. Чтобы добратья до Тони Тетрина нам предстоит проехать по отливу и пробраться через каменистые и песчаные лесные дорожки мыса Турия.
Теперь нас четверо – накануне к нам присоединилась еще одна участница нашей экспедиции, приехавшая к нам из Москвы на своем Suzuki Splash. «Малыша» пришлось оставить на стоянке: хоть он и отлично справился с трассой, но на лесные дорожки мыса Турия его лучше не завозить.
По отливу нам надо проехать всего-то около 400 метров, но та же дорога по берегу – это уже настоящее трофи, на котором Subaru Outback пришлось бы показать всё, на что он способен.
Мы же хотим отдыхать, поэтому, эффектно поднимая брызги, спешим объехать коварный участок по морскому дну до прилива. Затейливые песчаные узоры песка только кажутся мягкими – эта красивая рябь вышибает на зубах мелкую барабанную дробь.
Наконец, последний ручей пройден и мы на мысе Турий. Еще несколько километров пути, и мы будем на месте.
Но сначала нам предстоит пробраться по лесу. Штатная резина Yokohama Geolandar G95 кажется чересчур дорожной. Это действительно так - на скользких камнях, особенно на склоне, приходится проявлять аккуратность. Однако Subaru Outback удачно справляется с проскальзыванием и сыпучим грунтом даже на крутой извилистой горке. На песке же такой протектор в сочетании с полным приводом и антипробуксовочными системами едва дозволяет поднять легкую волну на резком вираже. Машина ведет себя идеально, как вышколенный жеребец.
Единственное, что доставляет серьезное неудобство в Subaru Outback – это постоянно маячащий перед носом капот, за которым совершенно ничего не видно. Приходится запоминать расположение камней заранее, чтобы ненароком не зацепиться, если их высота все же больше 20 сантиметров. В сложных случаях штурману приходится выходить из машины и командовать «парадом». В этом вопросе Subaru Forester, лишенный длинных свесов, существенно комфортнее.
Но хватит о машине. Что же интересного на Тоне Тетрина? Да всё. Начиная от хозяина, заканчивая экспонатами. Тут можно узнать, например, зачем делаются домики на «курьих ножках» и почему на Кольском полуострове никогда не было юрт. Ведь удивительно, но если попробовать на Кольском полуострове жить в юрте, как это делают «коллеги» по жизни в Заполярье на востоке, тут можно просто погибнуть от разнообразных болезней. Походное жилище саамов – кувакса. И ее ни в коем случае нельзя делать из шкур. Топить же очаг следует только березовыми дровами.
А чем отличается вежа от тупы? И почему вежу надо было строить обязательно выходом от моря?
А как и когда тут оказались русские – поморы? Которые не просто выжили в условиях Крайнего Севера, но и стали известными мореходами, которых даже Пётр Первый настрого запретил брать в любые другие роды войск, настолько ценными они были. Кстати, не пожалейте времени и сил, побывайте на Соловках. Там вас тоже ждут удивительные открытия.
И почему немцам не удалось взять ключ к Мурманску – полуострова Средний и Рыбачий и какие хитрости предпринимали советские солдаты, удерживая другой ключевой порт Кольского – Кандалакшу? Какие подвиги и чудеса показывали советские люди, русские и саамы, защищая свой дом?
Рассказы Александра Борисовича можно слушать бесконечно. И приезжать за ними раз за разом, чтобы пожить бытом поморов и погрузиться в атмосферу русского Севера.
Тоня Тетрина уникальна не только тем, что здесь расположен очаг истории, культуры и уюта. Ровно через нее проходит Полярный круг. 66 градусов, 33 минуты, 42 секунды.
Что такое Полярный круг? Это такая широта, северней (или южнее, но в Антарктике) которой ночь или день длится больше суток. Всё это верно, если бы у Земли не было атмосферы. Поскольку воздуха у Земли пока достаточно, то на практике это означает всего лишь воображаемую линию. На деле это полоса около 50 километров, где есть полярный день, но нет полярной ночи. Казалось, как же так? А все виновата рефракция и огромные размеры Солнца – атмосфера преломляет лучи Солнца, и когда на самом деле его уже нет за горизонтом, мы все еще его видим. Поэтому полярный день всегда длиннее полярной ночи.
Но и это не всё. Линия Полярного круга непостоянна. Всё из-за прецессии и нутации земной оси. В зависимости от текущего момента, линия полярного круга смещается примерно на 4 см в день, а за год может смещаться более чем на 14 м. Так что, стоя одной ногой в мире экватора, а другой в мире полюса, улыбнитесь. Это всего лишь знак, указывающий на математическую линию и заставляющий раз за разом с интересом открывать учебники астрономии и физики.
А что же отдых? Он удался на славу. Subaru Outback в качестве корзинки грибника получает «пять с плюсом». Грибники знают, какое это счастье привезти багажник белых грибов.
Но самым удивительными оказались поляны «оленьих рогов». Или по-другому этот гриб называется «ёжик коралловидный». Когда этот гриб молодой, то при правильном приготовлении, с предварительным суточным вымачиванием, он считается деликатесным. Однако собирать его не нужно – он очень редкий, и даже занесен в Красную книгу. Лучше просто полюбоваться им.
Чудесные вечера баловали нас красочными закатами и Северными сияниями. Однако Александр Борисович казался озабоченным: ночные росписи неба Солнцем предвещают сильный ветер и шторм. Он оказался прав. Хорошая погода закончилась. Спокойное море, которое выглядело каким угодно, но не белым, внезапно стало по-настоящему Белым.
Горе рыбакам, задержавшимся в море в такую погоду. Бушующий шторм на Белом море поражает своей мощью. Рокот камней и седые свирепые волны разобьют любое суденышко, рискнувшее подойти к берегу. Вдали же волны и ураганный ветер попросту перевернут лодку. Выплыть на берег в условиях Белого моря практически невозможно. Ледяная вода скуёт сердце, обездвижит, а мелкие рачки быстро довершат дело.
На восток, до Варзуги
Но путешествие продолжается. Спутники нас покидают. Мы снова останемся вдвоем и продолжим свой путь дальше на восток.
Чтобы добраться до «цивилизации» и оставленного на стоянке Suzuki Splash, сначала пришлось выехать с мыса Турий. Ураганный ветер гнул и ломал деревья. Чтобы не попасть под разбушевавшуюся стихию, мы поехали более длинной нижней дорогой, где деревья казались меньше и моложе. Однако расчищать дорогу от упавших деревьев все же пришлось и тут. Но самое удивительное нас ждало на отливе: ветер не отпускает воду! Песок стал зыбким и неприятным. Но шел отлив, и пройдясь под пронзительным ветром, мы все же рискнули поехать по песку. И снова Subaru Outback оказался на высоте. Под колесами ощутимо гуляет грунт, полное ощущение, что морское дно «дышит», а вот нашему Subaru Outback всё нипочем. Никаких попыток завязнуть, никаких намеков на потерю управляемости.
Несмотря на не стихающий ветер, выходит солнце, и наши друзья на «малыше» Suzuki Splash отправляются домой, любуясь красотой осеннего Севера. Мы же, переночевав еще одну ночь у гостеприимного хозяина Тони Тетрина, отправимся дальше на восток.
Вышедшее солнце быстро скрыли тучи, а ветер не стих и к утру. Но наше желание побывать там, где заканчиваются дороги вдоль Белого моря на восток, было сильнее непогоды. Красная грунтовка, свинцовое небо, мрачноватая красота природы. Но все же как приятно иметь подогрев сидений и хорошую печку! В такую погоду лучше наблюдать всю красоту Севера из-за лобового стекла, наслаждаясь хорошей музыкой.
Главное, не верить навигатору. Удивительно, он знал дороги на мысе Турий, и лишь пару раз превращал нас в гордую подводную лодку, бороздящую просторы Белого моря. А вот поселений дальше на восток на картах уже почти нет. Мы почти 210 километров на восток от Кандалакши, добрались до Кашкаранцев, а по карте – всё «возле Кандалакши».
Ночевать мы остановимся на ручье Лодочном. Этот берег – удивительное место, государственный заказник.
Очаровывающие своей красотой поля красного ломанного песчаника, совершенно неземные лес и тундра, а также аметистовый мыс Корабельный. Правда, аметист тут уже давным-давно выбран – что-то найти можно, но лучше просто наслаждаться красотой. Прогулявшись по берегу, мы решаем снова спать в машине: ураганный ветер не стихает, и к этому добавляется возможность встречи с медведями.
Всю ночь бушует на горизонте северное сияние. Приятно лежать в теплой машине, завернувшись в спальник, и в окно наблюдать это чудо природы. Но это означает, что и к утру, похоже, ветер не стихнет.
Утром погода становится еще хуже. Выйти из машины практически невозможно – ветер сбивает с ног. Но к пронзительному ветру добавился дождь. Дворники Subaru Outback едва справляются с потоками воды, и, несмотря на середину дня, вокруг темнее, чем вчера вечером. Где горизонт? Где кончается море и начинается небо, можно только угадывать.
Двадцать километров до Варзуги превратили наш Subaru Outback в произведение аэрографии. Художественные потеки красного песчаника покрывают машину целиком. Попытка выйти из машины заканчивается тем, что одежда тут же намокает. Но просто так приехать и хотя бы глазом не глянуть на «край света» нельзя, поэтому гуляем «до упора», пока зубы не начнут стучать. Дальше будем думать, что делать.
Варзуга – древнее поморское село. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466-го года. Большую роль в жизни села играл Соловецкий монастырь, однако, это не спасло его от ужасов опричнины. Вместе с другими селами Северо-западного Беломорья в 15680м году Варзуга была разорена отрядом опричников Басарги Леонтьева. «Барсагин правёж» привел к тому, что Варзуга практически вымерла и лишь к 1764 году при Екатерине II, давшей селу «вольницу», снова оживела и разрослась.
В советские времена местные жители образовали колхоз «Всходы коммунизма», который существует и по сей день. Несмотря на присущую варзужанам предприимчивость и стойкость духа, развал Советского Союза жестоко прошелся и по Варзуге. Сейчас здесь живет меньше 400 жителей.
Самые главные достопримечательности Варзуги – это древние деревянные церкви и святые места. Самая древняя церковь – Успенская – расположена на правом, западном берегу реки Варзуга. Ее построили в 1674-м году. Не так давно отреставрированная, она поражает своей красотой. В храме веет святостью и древностью. Удивительными мастерами были предки, строившие эти красивейшие церкви. Хотя в советское время церквям Варзуги пришлось туго, сейчас все они рабочие и ухоженные. Помимо памятников древнерусского деревянного зодчества в паре километров от Варзуги есть святой Владимирский источник, овеянный многими легендами о чудесах.
В Варзугу охотно едут не только паломники, но и туристы. Экологические маршруты и туризм, а также рыбная ловля и охота. Последней можно заниматься через варзужский колхоз.
Разные люди приезжают сюда и чаще всего не один раз.
Но мы изрядно промокли и замерзли. Надо сушиться и греться. Куда поехать? Заночевать в Варзуге или поехать еще куда-нибудь? Ведь завтра нам пора уезжать домой.
Позвонив Александру Борисовичу и получив от него приглашение вернуться, мы снова едем на Полярный круг и Тоню Тетрина.
Еще один вечер на Тоне Тетрина становится прекрасным прощальным подарком. Шторм уходит на восток, ветер стихает.
Чудесный закат, беломорская селедочка. Теплые слова прощания. Мы едем домой. Чтобы снова вернуться.
ДОМОЙ
Ожидая, что расход топлива будет не сильно больше того, что показывал Subaru Outback в течение длительного путешествия, мы считали: полного бака бензина должно хватить с лихвой на все наши приключения. Однако 65-ти литров 95-го бензина нам едва хватило, чтобы вернуться в Умбу.
Катаясь по лесным дорогам за грибами и красотами, а также греясь ночью в непогоду, наш Subaru Outback с легкостью превратился в достаточно «прожорливый» экземпляр. С горящей лампочкой и замиранием сердца мы доехали до заправки в Умбе. Расход топлива составил 14,1 л / 100 км.
А вот лампочка пустого бака загорается слишком рано: в бак вошло всего 55 литров бензина. Жаль, но бортовой компьютер Subaru Outback показывает на удивление мало параметров. В том числе нет оценки расстояния до следующей заправки. Скромные возможности бортового компьютера заставили нас чересчур сильно нервничать на последних 20-ти километрах пути.
Прощальный взгляд на Кандалакшский залив, и мы едем на юг.
Снова Полярный круг, машины, дорога, сон под шелест резины и тихую музыку. Деревья становятся все выше, а небо теряет удивительную высоту.
1870 километров, 144 литра бензина, 24 часа. Мы дома.
PS. Аэрография красной дороги Белого моря приехала домой практически в нетронутом виде. Грустно было смывать раскраску победителя с нашего Subaru Outback.
До новых встреч, Заполярье!
Текст и фотографии Натальи Парамоновой