Старый-добрый Suzuki Jimny всё еще с нами: тест-драйв японского внедорожника
Автомобиль на тест-драйве "Автодел": Suzuki Jimny
Двигатель: бензиновый, 1.5L VVT K15B 1462 см.
куб., максимальная мощность 102 л.с. на 6000 об/мин,
максимальный крутящий момент 130 нм (4000 об/мин), АИ-95
Трансмиссия: 4 АКП, ALLGRIP PRO 4WD (подключаемый передний привод,
понижающий ряд передач)
Разгон до 100 км/ч (с): 12,8
Максимальная скорость (км/ч): 140
Габариты (ДхШхВ, мм): 3480 x 1645 x 1720
Колесная база (мм): 2250
Колея (передних колес / задних колес,
мм): 1395 /
1405
Дорожный просвет (мм): 210
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса
(кг): 1095 - 1110 / 1435
Шины: 195/80R15
Объем топливного бака (л): 42
Производство автомобиля: Япония, Suzuki Kosai Plant
Межсервисный пробег: 10 000 км
В мечтах о загородном жилье обычно фигурируют чистая природа, ухоженный домик, подстриженный газон, аккуратные деревья вдоль забора, красивые дорожки и тишина, прерываемая пением птиц. Перечисляешь всё и это, и сразу хочется покинуть толчею города, забыть о борьбе за парковочное место, сбежать от шума, гама, пыли и суеты, чтобы насладиться свободой и спокойствием.
На фоне такой идиллии отлично смотрится обновленный в 2018-м году красавчик Suzuki Jimny. Инженеры Suzuki под руководством Хироюки Юнецава (Hiroyuki Yonezawa) тогда придали блеска и шарма «деревенскому трудяге», сделав из него «стильный джип», на котором не стыдно и «в свет» выехать.
Экстремальная угловатость, подчеркнутая брутальность, яркие детали – настоящий «стиляга». «Одёжка» четвертого поколения легенды Jimny откровенно ближе к Jeep Wrangler или Medceds G-Klasse, чем к какой-нибудь «Ниве».
Кстати, интересно, что стильное обрамление арок и агрессивный бампер – это особенность исключительно экспортных вариантов Jimny. В самой Японии Jimny выглядит попроще – отсутствуют расширители арок и бампер выглядит куда скромнее. Сделано это для соответствия габаритов автомобиля уникальному для Страны восходящего солнца классу kei-car – малых транспортных средств. Владельцы таких автомобилей пользуются налоговыми и страховыми льготами, а во многих сельских районах для них не требуется покупки парковочного места.
Прямо скажем, отсутствие вызывающих деталей разительно меняет облик нового Jimny, делая его куда больше похожим на прежнего «трудягу». Так что продающийся в России Jimny внешне существенно выигрывает у своего родного собрата.
На российском рынке главным внешним отличием максимальной и минимальной комплектации Suzuki Jimny станут фары: они могут быть светодиодными или галогеновыми. В других деталях максимальная комплектация отличается легкосплавными дисками, подогревом зеркал, автоматическим корректором угла наклона фар, омывателем фар, розеткой на 12В в багажнике, дополнительным освещением задней части салона, климат-контролем вместо обычного кондиционера и кожаным рулем.
Возвратимся к загородной жизни. Тут, как часто случается с мечтами, всё портят суровые будни: то дорожку не успели почистить от снега, то почистили, но трактор накатал перед воротами гигантский бруствер. То ледяной дождь превратил спуск в горку для санного спорта, то ливень налил море разливанное ровно на въезде, то коммуникации решили переложить по мокрому грунту. А еще надо дров довезти, потому что грузовик сломался, да собаку с котами к ветеринару отвезти. В общем, только успевай поворачиваться.
Да и собственно «загородный домик» частенько оказывается бабушкиным садовым участком где-то на задворках СНТ, куда ещё и доехать надо через поле.
На этом месте и начинается история о том, зачем, собственно говоря, и нужен Suzuki Jimny. А точнее, история о том, может ли «сельский трудяга» полноценно заменить городской автомобиль. Пополнил ли ослепительный Jimny армию паркетных кроссоверов или остается всё же скорее внедорожником?
По сравнению с третьим поколением кардинальных изменений в Jimny не так уж и много: самое существенное - новый мотор, добавление «умной электроники» и улучшенная компоновка салона.
С точки аэродинамики это остался всё тот же «кирпич», который быстро покрывается слоем грязи. Обновлённая форма арок незначительно, но всё же лучше, защищает боковые стекла от летящих брызг из-под колес, а у водителя стала немного лучше обзорность, несмотря на прежний гигантский капот. Зато сохранившиеся огромные зеркала заднего вида снова выше всяких похвал.
Двигатель у сегодняшнего Jimny прибавил один цилиндр и стал мощнее – теперь это полуторалитровый четырехцилиндровый K15B мощностью 102 л.с. с газораспределительной системой DOHC – шестнадцать клапанов, два распределительных вала и распределенный впрыск. Несколько обидно, конечно, что мощность стала превышать минимальную налоговую ставку на каких-то две «лошадки», однако, сэкономить можно за счет меньшего расхода топлива.
По сравнению с предыдущим двигателем экономия достигает примерно двух литров на 100 км. С одной стороны – это существенно, потому что потреблявший стабильно больше 10 л 95-го бензина на сотню километров «малыш» вызывал серьёзные вопросы. С другой, расход топлива по-прежнему не такой уж маленький и сильно зависит от манеры вождения и характера езды.
Если ехать спокойно и размеренно, без резких разгонов и простоев в пробках, то можно снизить расход до 6,8 л/100 км. Но это при езде на заднем приводе и без включения кондиционера. Куда более частые цифра – 8,5 л/100 км, а зимой при регулярно подключаемом полном приводе – и вовсе ближе к 10 л/100 км.
Кстати, о полном приводе. Тут мы всё также имеем «честный» жёстко подключаемый передний привод и неразрезные мосты. Инженеры убрали кнопку и вернули рукоятку переключения режимов работы трансмиссии, что с благодарностью оценили многие – она считается более надёжной конструкцией. Правда, ради этого пришлось пожертвовать подстаканниками.
«Умная электроника» добавила безопасности вождению. В частности, система курсовой устойчивости заметно способствует повышению безопасности вождения начинающих и неопытных водителей. Конструктивно Suzuki Jimny – это короткобазный автомобиль с высоким центром тяжести, который на дороге используется преимущественно как заднеприводный автомобиль. При этом он имеет более узкую колею, чем стандартная. Всё это приводит к тому, что Jimny предначертано быть склонным к прыжкам, перестановкам от ветра, рысканию и вихлянию задом.
Казалось бы, полный привод призван решить все проблемы. Однако, несмотря на то, что система его включения позволяет подключать передний мост на скорости до 100 км/ч, это тоже не панацея. Для начала, дорожное покрытие должно быть достаточно скользким, чтобы допускать прокручивание колес. Обычный мокрый асфальт при хорошей резине таковым не является, о чем часто забывают новички. Использование полноприводного режима на слишком «цепкой» дороге может привести как к поломке трансмиссии, так и к неожиданным кульбитам автомобиля в случае кавитации передаваемого момента между застопорившимися колёсами. Поэтому спасибо конструкторам, переместившим данную функцию на ручку, которая затрудняет подключение переднего привода на ходу по сравнению с прежней кнопкой. Задержка же включения, в свою очередь, оставляет водителю время подумать – а надо ли это делать.
На бездорожье система курсовой устойчивости умеет имитировать межколесную блокировку, однако, это тоже годится только для езды на заднем приводе или на достаточно скользкой поверхности, когда полный привод целесообразен. Радует, что возможность отключения ESP предусмотрена.
Пожалуй, удобна функция помощи при спуске с горы – она не только контролирует газ, но и умело подтормаживает колёса, позволяя автомобилю медленно и аккуратно съехать.
Кстати, не забыли в новом Jimny и о том, что на бездорожье бывает необходимо легко добраться до важных деталей автомобиля, например, до аккумулятора. Это тем более важно в экстремальных условиях, поскольку у Jimny маленькая «батарейка», и очень хорошо, что до неё можно не только легко добраться, но и «безболезненно» снять.
Можно долго продолжать нахваливать внедорожные качества Jimny, совершенно не кривя душой, ведь это маленький лёгкий автомобиль с «честным» дорожным просветом в 21 см, оснащенный полноценной трансмиссией с понижающим рядом, который может очень и очень многое. Углы въезда и съезда 37 и 49 градусов, соответственно, а угол рамы 49 градусов позволяют вальяжно ездить там, где многим автомобилям уже давно приходится «забыть» о достижениях.
Однако все эти достоинства так в полной мере и не скомпенсированы удобством на трассе и в городе. Конечно, Jimny стал намного резвее – на каждый обгон уже не надо выходить, хорошо подготовившись заранее и хорошо подумав напоследок. Но особо резвым Jimny так и не стал: в норме это обстоятельный, размеренный автомобиль. К тому же вся резвость заканчивается на 100 км/ч. При превышении этого порога начинают исчезать не только динамические достижения, но и заметно проявляются его геометрически заложенные «козлиные» качества. Однако по сравнению с предыдущим поколением езда в пределах «сотни» стала ощутимо более приятной и не вызывает раздражения необходимостью постоянно реагировать на прыжки, контролировать каждое движение автомобиля, но колейность на том же МКАДе по-прежнему заставляет покрепче держать руль. Правда, глядя на результаты краш-теста EURONCAP, где Jimny получил всего три звезды, особо сильного желания быстро ехать и не возникает.
Зато переделка салона у нового Jimny достойна исключительно похвал. Улучшения затронули не только эстетику: посадка стала гораздо комфортнее для всех – как спереди, так и сзади. Водитель и передний пассажир теперь не упираются плечами в двери, а сидят как в «обычном» автомобиле, да и сами кресла стали более удобными.
Кстати, в версии для холодного климата предусмотрен подогрев передних сидений.
Спереди стала лучше и компоновка салона. При выезде на бездорожье переднего пассажира особенно порадует ручка на передней панели, которая не только брутально выглядит, но и исполняет свою функцию - за неё удобно хвататься, когда на кочках машину трясёт и раскачивает.
Придраться можно только к недостатку места для мобильных устройств: единственная полочка в торпедо маловата – двум телефонам там будет тесно, да и расположена она не слишком удобно.
Кардинально изменилось и заднее пространство. Не сказать, что места стало сильно больше – Jimny по-прежнему автомобиль для двоих и собаки, но пространство стало использоваться куда как выгоднее.
Наконец-то вернулась конструкция раздельных сидений, а не единого дивана. Теперь в машине можно ездить втроем.
Это сделало Jinny заметно более функциональным автомобилем, потому что багажника у него нет совсем – в имеющееся пространство позади задних кресел едва помещается пара маленьких сумочек.
Задние кресла немного сдвинулись назад, а спинки получили достаточно широкий диапазон регулировки наклона, чтобы там стало удобно сидеть не только отличнику ГТО пионерского возраста, но и взрослому человеку, правда, не очень большого роста.
Забираться на заднее сиденье достаточно удобно – большая дверь и широкий ход переднего сиденья позволяют практически заходить назад (тут, конечно, всё зависит от габаритов претендента на «галёрку»).
Причем отодвинуть сиденье может и сам пассажир – рычаг находится около его правой ноги. Это удобно, когда нужно быстро высадить пассажира – он может выйти самостоятельно.
Раздельно складывающиеся спинки удобны и при езде в одиночку – удобнее раскладывать багаж и добираться до него.
Единственный подвох, о котором надо помнить, что между передним рядом и сложенными сиденьями обычно остается место, куда могут проваливаться вещи. Без привычки это заставляет нервничать – куда подевалась сумка или бутылка с водой?
В максимальной комплектации в багажнике есть отсек для хранения – он удобен для хранения мелких, но важных в дороге вещей.
При полностью сложенных задних сидениях багажник Jimny обладает достойным объемом 377 литров. Может, это и не заветные «кубы» более крупных машин, но пять 15-дюймовых покрышек в таком багажнике перевезти можно легко. Да и стиральная машина вполне может тут встать – так что пространство спроектировано для максимально эффективного использования.
В оформлении приборной панели лаконичная утилитарная стилистика стала более элегантной и современной, а между спидометром и тахометром появился дисплей бортового компьютера.
В мультимедийном оснащении Suzuki Jimny получил штатное головное 9-дюймовое устройство с сенсорным управлением.
К нему легко подключаются телефоны, что удобно, потому что бортовая система HandsFree имеет удобный интерфейс и обеспечивает хороший звук и подавление лишних шумов автомобиля. Звучание музыки достойное, а антенна на высокой крыше позволяет ловить радиостанции далеко от «центров жизни».
Резюме
Яркая внешность – спасительный круг для современного Jimny в сегодняшних реалиях. Потому что цены на «брутального малыша» уже перешли отметку в 3 миллиона рублей, достигнув трёх с половиной для максимальной комплектации.
Компании удалось превратить «сельского трудягу» в стильный «джип» - так сказать, «микрогелик». И, пожалуй, автомобилю в ближайшее время будет уготована ниша автомобиля для красоты, несмотря на все его неоспоримые внедорожные достоинства и существенно улучшенные дорожные характеристики. И это при том, что в Европе, из-за ужесточения норм по выхлопам, Jimny сейчас относится к коммерческому транспорту. Очень высокий российский ценник превращает его в «игрушку для богатых».
Жаль, что легенда становится больше выставочным экспонатом. Так, в качестве единственного автомобиля Jimny немного утомителен – не слишком резвый, требовательный к водительскому мастерству, маленький. Это всё-таки внедорожник, а не городской «паркетник». Зато в качестве второго автомобиля он прекрасен. Когда снегопад испортит утро, заставив всех соседей с лопатами мучительно штурмовать выезды, или, когда вдруг невыносимо захочется бросить всё и поехать прямо сейчас полюбоваться на тундру Кольского, леса Карелии или горы Крыма, - тогда все его недостатки покажутся милыми особенностями и будут приносить лишь удовольствие.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой
78-й Праздник Севера
Часть первая: 78-й Праздник Севера. Навстречу зиме на Suzuki Jimny.
Часть вторая: Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозере
Часть третья: Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.
Часть четвертая: Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny