Тест-драйв Land Cruiser Prado: рожденный ползать летать может
Двигатель: турбодизель 2.8 л (1GD-FTV), 177 л.с., ЕВРО 5
Коробка передач: АКПП6
Габариты (ДхШхВ, мм): 4780х1885х1880
Колесная база (мм): 2790
Дорожный просвет (мм): 215
Стоимость тестового автомобиля: комплектация Люкс (5 мест) от 3 523 000
рублей, плюс окраска кузова в цвет черный, металлик 18 000 рублей.
Производство автомобиля: завод Тойота в городе Тахара (префектура Аичи),
Япония.
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 тысяч км
Межсервисный пробег: 10 000 км
Рассказывать о Toyota Land Cruiser Prado – дело неблагодарное. Кажется, что о нём знают всё даже дети. Поэтому пробежимся только по основным пунктам.
Сегодняшний Land Cruiser Prado, или LC150 – четвертое поколение легендарного автомобиля. Prado занимает промежуточное положение между LC70 и LC200. Если о последнем рассказывать не надо – это флагманский «танк» Тойоты, то об LC70 знают только любители езды по бездорожью. Это уже профессиональный внедорожник, выпускающийся ограниченными сериями и который на наш рынок не поставляется и, похоже, поставляться не будет.
В отличие от флагманского «полноразмерного» Land Cruiser 200, тестируемый сегодня «Автоделами» LC Prado он считается «лёгким». Это, конечно, условно, потому что маленьким и лёгким его назвать не поворачивается язык ни у кого. Первое, что у всех срывается с языка при виде Prado: «вот это танк!». Однако рядом с «двухсоткой» Prado действительно всего лишь «маленький танк».
Впервые LC150 был представлен в 2009-м году, придя на смену LC120, а к нам «доехал» к 2011-му с базовым бензиновым двигателем 2,7 л.
Через два года, в 2013-м, случился рестайлинг модели: Prado получил обновленный дизайн снаружи и внутри, а также улучшенный уровень оснащения. Тогда в России Toyota Land Cruiser Prado стал продаваться с тремя вариантами двигателей: 4-литровым бензиновым двигателем V6, четырехцилиндровым турбодизельным двигателем объемом 3 литра и 2,7-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем. Все моторы шли в паре с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией, для двигателя объемом 2,7л также были доступны 5-ступенчатая механическая и 4-ступенчатая автоматическая трансмиссии.
В 2015-м году Toyota снова модернизировала свой LC150 Prado. На этот раз японцы предложили новый турбо-дизель объемом 2,8 л и мощностью 177 л.с. и заменили все «автоматы» 6-ступенчатыми, добавили дополнительный вариант оформления интерьера и обновили программу фирменных аксессуаров для индивидуализации автомобиля.
Сегодня в России Toyota Land Cruiser Prado продается в семи комплектациях, с тремя моторами – двумя бензиновым и одним новым дизельным. Первый вариант - 2,7 л бензиновым мотор мощностью 163 л.с. в паре с которым может идти 5-ступенчатая «механика» или 6-ступенчатый «автомат». Четырехлитровый бензиновый двигатель мощностью 282 л.с. оснащается только 6-ступенчатым «автоматом». И, наконец, совершенно новый дизель 2,8 л (1GD-FTV) мощностью 177 л.с. с идёт в паре с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией. Он-то и попал на наш тест-драйв.
Базовые цвета кузова для LC150 Prado – белый и черный. За доплату можно выбрать ещё один из восьми дополнительных цветов. Салон может быть чёрным или цвета слоновой кости. Кожаная обивка салона идет для комплектаций Prestige и Luxe. Тут в цветовой гамме добавляется тёмно-коричневый цвет.
Нам в нашем тестовом LC150 Prado и достались почти все новинки – и новый турбодизель, и коричневый салон.
Бездорожье и LC150 Prado
Чтобы не утомлять читателя, перейдем к бездорожью – ведь это, пожалуй, самое интересное в LC Prado. Иначе на этот автомобиль и смотреть смысла никакого нет. Особенно интересно это потому, что тестовый Prado является иллюстрацией старинного спора между двумя лагерями в «бездорожной» тематике: одни считают, что чем проще джип, тем правильнее, другие говорят о том, что внедорожник с автоматом и электроникой справляется с трудностями ничуть не хуже, зато куда более комфортен. Вот мы и посмотрим, что к чему.
Первичное знакомство с внедорожными способностями LC150 прошло на специально организованном Тойотой мероприятии - TOYOTA LAND CRUISER'S LAND. Японцы выстроили в Лужниках внедорожную трассу и демонстрировали возможности своих внедорожников во всей красе, а заодно и учили, как правильно пользоваться имеющимся на борту автомобилей арсеналом. А учить есть чему: например, руководство по внедорожному вождению для LC150 Prado представляет собой отдельную книжку объёмом более чем 150 страниц.
Основной упор Тойота тогда отводила своему флагману – Land Cruiser 200, но и об остальных своих внедорожниках не забыла. Поэтому с тестовым LC150 Prado мы к моменту тест-драйва уже были знакомы не понаслышке.
Единственное, что не удалось всерьёз продемонстрировать Тойоте зимой – это грязь. Поэтому, Естественно, первым делом я поехала искать именно её.
Как назло, к моменту началу тест-драйва нашего LC 150 Prado весна уже полностью вступила в свои права и всё подсохло. Там, где ещё неделю назад можно было отлично развлечься, теперь мог проехать и совершенно обыкновенный седан.
Поэтому грязь пришлось поискать. Хоть и не с первого раза, но подходящая «качественная» грязь нашлась, в Дмитровском районе, известном своей глинистой почвой.
Скромная грунтовая дорожка уходила вдоль линии электропередач в лес. В ней не было бы ничего интересного, если бы через 100 метров не начинался крутой подъём вверх длиной около полутора километров. Солнце успело подсушить дорогу только редкими пятнами, в остальных местах красовалась отличная жирная глина.
Как и следует настоящему владельцу LC 150 Prado, обута я была совсем не в сапоги – на ногах у меня красовались лёгкие туфельки. А значит, любые препятствия нужно будет проехать, не выходя из машины, иначе ехать мне домой босиком.
Ну, что ж. Поехали. Сначала надо попробовать заставить LC 150 Prado справляться с глиной на склоне самостоятельно. На борту есть специальная система помощи при езде по бездорожью Crawl Control (или «ползущий» режим) и система MTS (Multi-terrain Select, то есть выбор поверхности движения). Выбрав из пяти возможных режимов MTS вариант «грязь и песок», с помощью «ползущего» режима Crawl Control отправляю автомобиль забираться в гору.
LC 150 Prado медленно пополз вверх. В этот момент у непосвящённых в ситуацию часто начинается предынфарктное состояние - сразу хочется вспомнить, как найти трактор и где находится ближайшая авторемонтная мастерская.
Дело не в слабых нервах. Просто работа внедорожной автоматики Land Cruiser Prado сопровождается совершенно ужасающими звуками. Что-то то и дело оглушительно хрустит и скрипит, да так, что кажется, будто автомобиль вот-вот развалится. На самом деле ничего из ряда вон выходящего не происходит – наиболее громко срабатывают тормоза, не дающие колесам прокручиваться.
Наконец, появилось и первое серьезное препятствие – микроручей, пересекающий нашу глинистую дорожку. Просто прекрасная вымоина на склоне со следами недавних свершений и подвигов с применением трактора. Prado уверенно заползает в промоину, пытается вскарабкаться дальше… и «садится». Машине не хватило скорости, чтобы перескочить препятствие.
Попытка съехать назад ничего не дает - Prado плотно застрял в глине. Это грустно – бежать за подмогой теперь не только грязно, но и далеко.
Однако в арсенале у LC Prado есть ещё набор «правильных кнопочек» - в крайнем случае, его можно заставить штурмовать бездорожье в ручном режиме. На борту имеются две принудительных блокировки - межосевого и заднего межколёсного дифференциалов. Это «последний шанс». Поэтому, прежде чем пачкать ботинки и напрягать ноги, попробую выжать из LC Prado максимум.
Отключив ползающий режим, пытаюсь сымитировать раскачку. Несмотря на первоначальный скепсис, это сделать удаётся: Prado начинает елозить. Несколько минут методичного, на первый взгляд, ничего не дающего размешивания глины, и Prado выбирается из ловушки назад. Это серьёзная заявка на победу.
Колёса полностью залипли глиной – резина слабо подходит для подобных свершений, но я отступать не собираюсь.
Вторую попытку проехать коварную промоину решаю сделать тоже на автоматике, но без помощи «ползающего» режима. Стартую, набираю скорость чуть повыше, и Prado немного, для проформы, повихляв, легко перебирается через промоину. Препятствие пройдено.
Дорога выше становится хуже, а следы героических сражений с грязью встречаются всё чаще. Наконец, Prado попал в колею и выбраться из неё уже не может. Останавливаться на такой дороге страшно – можно и не тронуться. Но по ощущениям, у машины есть ещё большой запас возможностей.
Последние 150 метров – самые сложные. Небольшое плато представляет собой последствия танковых сражений – его основательно размесили автомобили разных калибров. Очевидно, что в отличие от нас, большинство покорителей бездорожья последнее время начинали свой заезд по этой дороге не снизу вверх, как я на своём тестовом LC Prado, а сверху вниз. Многие попросту не доехали до точки старта.
Prado болтается в хитросплетении колей, вихляет всем «телом», но ползёт дальше.
И вот, наконец, твёрдая почва. Трактор искать не придётся.
Осмотр LC Prado показывает интересный момент: за исключением испачканной резины и слегка замызганных подкрылков, сама машина почти идеально чистая. Лишь несколько маленьких кусочков глины кокетливо прилипли на бортах. А значит, Multi-terrain Select отлично справляется с поставленной задачей – то есть не дает колёсам прокручиваться. Система работает. И её работе позавидовали бы многие владельцы внедорожников – проходимость Prado в грязи впечатляет.
Остальное проверять было уже не интересно – более сложных задач, чем зимой предложила Тойота на LAND CRUISER'S LAND, я навскидку вряд ли найду, а еще раз смотреть геометрическую проходимость LC Prado просто скучно. И так понятно, что она хорошая.
Поэтому дальнейший тест-драйв Land Cruiser Prado плавно перемещается на трассу и в город.
Land Cruiser Prado как семейный автомобиль
Главная «фишка» автомобилей серии Land Cruiser – это попытка сделать невозможное, скрестив «бульдога» с «носорогом». То есть, совместить в одном автомобиле полноценный внедорожник и комфортабельный семейный автомобиль.
Основной упор Тойота делает на разнообразие всяких мелочей для создания комфорта и материалы отделки, сохраняя при этом необходимую для «настоящего внедорожника» брутальность.
Из-за этого салон Land Cruiser Prado даже может показаться простоватым: действительно, дизайн интерьера минималистичен. Долгое время интерьер для Prado предлагался только в двух вариантах – светлом, цвета слоновой кости и чёрном. Новинка – коричневая кожа. Салон с ней выглядит посвежее, но сочетание чёрного и коричневого оставляет много вопросов. Лично мне в автомобиле с заявкой на премимум было бы более понятным сочетание чёрной и красноватой кожи.
Немного раздражают и простоватые серебристые накладки – то ли это пластик, то ли это слишком похожий на пластик металл. Садясь в машину за 3,5 миллиона рублей, всё-таки хочется не «китайского серебра», а настоящих материалов.
Зато минималистика не касается комфорта - регулировки положения у обоих передних кресел у тестового LC 150 Prado – электрические. К этому добавляется приветственная подсветка двери и подсветка ног, которые создают уют и делают брутальность LC Prado добрее. А огромный охлаждаемый отсек в подлокотнике – мечта любого путешественника.
Единственное, что совсем непонятно с точки зрения логики в LC Prado – это ручки открывания капота и лючка бензобака. Они абсолютно идентичны, расположены низко и рядом. Ночью вспомнить, что из них что – трудно, а увидеть нельзя.
Места сзади в Prado не просто много – а очень много. Диван удобный – не совсем плоский, но и не чересчур рифлёный. В итоге тут хорошо встают и детские кресла, и третий пассажир не испытывает дискомфорта.
Приятный бонус – это подсветка дверей. Выглядит она красиво, и не мешает глазам ночью. А главное, пассажиру сразу видно, за что хвататься, когда очень страшно. Ручка же двери явно разрабатывалась с участием ведущих психотерапевтов мира – удобная, с прорезиненной приятной на ощупь прокладкой с внутренней стороны, она сама ложится в руку и способна придать уверенности даже самому нервному пассажиру.
Однако в остальном заднее пространство Prado спартанское: имеется только примитивный подлокотник, который расположен низковато и имеет странный наклон, а в спинке за ним почему-то отсутствует лючок для длинномеров.
Помимо подлокотника и стильной подсветки дверей задним пассажирам LC Prado предлагается простая регулировка воздуховодов печки и собственная розетка на 12 В. Настройки работы печки для заднего ряда производятся только спереди, и примерно в половине случаев для создания полноценного комфорта приходится колдовать – то по ногам из нижних воздуховодов под креслом дует холодный ветер, то слишком жарко.
Зато складываются задние сидения в Land Cruiser Prado легко и технологично. Приятный нюанс - в днище сидения предусмотрена специальная мягкая вставка, чтобы не повредить кожу подголовника.
Получается при раскладке задних сидений в Prado практически ровный пол – небольшой перепад высоты закрывается специально предусмотренной шторкой и легко компенсируется матрасом, если в машине захочется поспать.
В самом багажнике Land Cruiser Prado имеются полозья для установки аксессуаров и крепежные петли в полу. Это очень удобно, когда багажа много и он так и норовит разлететься по всему багажнику. Но к хорошему привыкаешь быстро, и уже на второй паковке вещей жаждешь дополнительных петель повыше.
Дверь багажника LC Prado – распашная. В ней хранится домкрат и инструмент, при этом тяжёлую дверь можно заблокировать в открытом состоянии, а стекло при необходимости поднять отдельно.
Главная проблема Land Cruiser Prado – это высота автомобиля. Поэтому подножка и ручки здесь не для красоты – далеко не каждый сможет забраться в салон без этих «фишек». Возможность небольшой регулировки высоты задней подвески, конечно, приятна. Но если вы собрались везти комплект бабушек и дедушек, лучше не надеяться на их физическую форму и взять с собой маленькую табуреточку, которая существенно облегчит им наслаждение «настоящим джипом».
LC Prado на дороге
На дороге Toyota Land Cruiser Prado ведёт себя словно огромный сытый медведь – вальяжный, спокойный. Впечатление усиливает урчащий дизель, вибрации от работы которого мягко отдаются в салоне.
Prado не очень любит динамичную езду, кренится при резких «телодвижениях» и поворотах. По характеру это скорее грузовик, чем легковушка. Однако тормоза у него не хуже, чем у какого-нибудь маленького «заряженного» хэтчбэка. Правда, после демонстрации таких возможностей недовольными остаются все – резкое торможение LC Prado может испугать любого.
Подвеска тряская, но очень энергоемкая. В Land Cruiser Prado можно выбрать два варианта жесткости подвески – Comfort и Sport. Казалось бы, на более мягкой подвеске должно быть лучше. Однако при этом машина становится чересчур тряской, всех болтает и бросает на кочках, неровностях и в поворотах. В режиме Sport машина приобретает необходимую упругость и становится более приятной как с точки зрения пассажиров, так и водителя.
Руль очень информативен и приятен, управление понятное и достаточно лёгкое. Но характер у LC Prado очевидно мужской – одним пальчиком руль не покрутишь, а когда пересаживаешься же на что-нибудь полегче, даже достаточно крупные машины кажутся игрушечными автомобильчиками. На низких скоростях очень приятна функция отображения положения колёс – она полезна как на парковке, так и на бездорожье.
Головной свет у LC Prado хороший, но граница между светом и тенью чуть-чуть резковата, а освещение дороги слишком белое. Хорошо исправляет ситуацию включение противотуманок – жёлтый тёплый свет отлично компенсирует черно-белую картинку и дает отдохнуть глазам в дальней дороге. Приятна ночью и торпедо – классическая зелёная подсветка кнопок, чёткие бледно-лунные цифры и буквы, синие акценты.
Несмотря на 177 «лошадей» нового 2,7-литрового дизеля, назвать LC 150 Prado динамичным нельзя: автопроизводитель словно не забыл, что в «настоящем джипе» нужно работать с ручками.
В обычном режиме Drive машина будет набирать скорость неспешно. Однако обольщаться и расслабляться тут не надо – за спидометром стоит внимательно приглядывать, чтобы не набрать пачку штрафов. Ускорение незаметное, но автомобиль одинаково равномерно и также вальяжно набирает скорость чуть ли не до 160 км в час. В момент, когда понимаешь, что картинки за окном сменяются чересчур быстро, можно и без прав остаться.
Если нужны сплошные короткие обгоны, скорость на режиме Drive набирается слишком медленно. Тогда приходится активно пользоваться режимом Sport, который позволяет заставить этого медведя показать характер и превратить вальяжный «танк» в подобие динамичного кроссовера. Правда, цена за динамичность – расход топлива.
Расход топлива у LC Prado с двигателем 2,7 литра не высокий, но добиться заявленных автопроизводителем значений трудно. Минимальный расход солярки в малозагруженной машине и при спокойной размеренной езде составил 8,5 л на 100 км. Как только начинались пробки или динамичное вождение, расход сразу увеличивался на литр. Интересно, что бортовой компьютер показывал более высокие значения среднего расхода, чем было на самом деле.
Электроника Toyota Land Cruiser Prado
Отдельно стоит упомянуть бортовую электронику LC Prado.
Навигация в LC Prado – отличная. Карты подробные, графика хорошая. Однако интерфейс чересур примитивный – да, с ним легко разобраться, но уж больной всё «кондово». Такое ощущение, что разрабатывали его специально для тех, кто до сих пор живет с кнопочными телефонами десятилетней давности.
Зато камеры кругового обзора в у LC Prado – прекрасное подспорье во многих случаях. Несмотря на хорошую обзорность, возможность посмотреть, что там у колеса – очень полезна как в городе, так и на бездорожье. Камеры в непогоду, конечно, пачкаются, но, в отличие от кузова, не очень быстро. Поэтому «умная» электроника долго остается функциональной.
РЕЗЮМЕ
Land Cruiser Prado – это комфортабельный танк.
Хотя Тойоту часто обвиняют, что в угоду внешнему виду они забывают, что за машину делают, это голословное утверждение. Помните «вечный плач» поклонников УАЗа: вот бы довести машину «до ума». Так вот: Land Cruiser Prado – это внедорожник, доведенный до того самого «ума».
На нём можно и в городе ездить, и по трассе, и там, где кроме трактора ничего не проедет. Для жителей пригорода – это вообще решение всех вопросов с подъездом к дому: трудно представить, что должно произойти с дорогой, чтобы LC Prado не прошёл. О лопате и тракторах можно будет попросту забыть.
Land Cruiser Prado способен быть единственной машиной в семье, однако в городе его «танковость» может утомлять. К тому же если надо часто возить пожилых людей, придётся выдумывать различные штучки, чтобы им было легко забираться в высокую машину. Поэтому перед покупкой действительно «настоящего внедорожника» в качестве единственной машины стоит подумать, готовы ли вы постоянно ездить на танке. Хоть и на танке, который может летать.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой