13.10.2022

«Урал» ПМН-1 – автомобильный активный сабвуфер, тест

Компактные сабвуферы всегда пользовались большим вниманием у любителей автомобильного звука. Добиться максимума баса при минимуме объема это всегда был вызов для конструкторов сабов. В нашем тесте мы рассматриваем новую супер компактную модель от российского производителя «Урал» ПМН-1.

С определенной уверенностью можно сказать, что нет такого автолюбителя, который не хотел бы хоть как-нибудь улучшить свой автомобиль. Что-то добавить, что-то затюнинговать. Отдельная тема – доработка звуковой системы. По умолчанию музыка сейчас есть в каждом авто, вот только звучит она у всех по-разному. Наверное, 9 из 10 водителей, спроси у них, точно скажут, что добавили бы басов. И это не случайно, так как именно низкочастотная составляющая, с одной стороны, дает основу правильному звуку, с другой – доминирует в современных композициях и заставляет сердце непроизвольно биться в такт музыке. Но только 1 из 10 будет готов пожертвовать комфортом и полезным объемом багажника ради установки сабвуфера.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

Размер корпуса сабвуферов «Урал» ПМН-1 и «Урал» ПМН-2 сделан таким, чтобы они без проблем размещались под сидением легкового автомобиля.

 

Именно для рациональных автолюбителей разрабатываются специальные малогабаритные сабвуферы, которые легко умещаются под сиденьем и оснащены собственным усилителем. Они не способны сотрясать автомобиль, как это делают более мощные модели, но вполне могут значительно улучшить восприятие музыки за счет того, что располагаются максимально близко в слушателю.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

Диффузор сабвуфера «Урал» ПМН-1 жесткий, сделан из полипропилена практически плоской формы. Подвес из вспененной резины с большим ходом. Сверху он закрыт ячеистым грилем и зафиксирован красным алюминиевым кольцом. С лева «Урал» ПМН-1, справа «Урал» ПМН-2.

 

Подобные устройства выпускаются далеко не всеми производителями систем car audio, а у тех, кто их делает, продукция имеет сходство в дизайне. Как правило, это небольшой жесткий корпус с акустическим оформлением типа «закрытый ящик», а в качестве драйвера используется 8–10-дюймовый сабвуфер. Отрадно видеть, что в список производителей подобных девайсов вошел и российский бренд «Урал», который выпустил две модели малогабаритных активных корпусных сабвуферов «Урал» ПМН-1 и «Урал» ПМН-2. Отличаются они незначительно – цветом, усилителем и разъемом подключения питания. В нашем тесте мы уделим основное внимание модели «Урал» ПМН-1, вторую же будем упоминать по ходу повествования.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

Корпус активного сабвуфера «Урал» ПМН-1 выполнен из литого алюминия и покрыт краской антрацитового цвета.

 

Видеообзор автомобильного корпусного сабвуфера «Урал» ПМН-1.

 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автомобильный корпусной сабвуфер «Урал» ПМН-1 по форме представляет из себя небольшой (по сабвуферным меркам) параллелепипед. На одной из торцевых стенок расположена панель, на которую выведены все разъемы и органы управления встроенным усилителем.

Сабвуферная головка диаметром 8 дюймов расположена на большой плоской стороне и защищена грилем. Максимальная высота составляет 83 мм. Толщина корпуса 70 мм, длина 320 мм, ширина 241 мм. Весит сабвуфер 4 кг. В комплекте идут выносной регулятор мощности, фишка для высокоуровневого входа и крепежные элементы (к модели «Урал» ПМН-2 добавлена еще быстросъемная фишка питания, а выносной регулятор мощности не кладут).

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

В комплекте с сабвуфером «Урал» ПМН-1 идут выносной регулятор мощности, провода с разъемом для высокоуровневого входа, а также кронштейны крепления.

 

Рассмотрим планку подключения устройства. Первый разъем RJ-45 предназначен для подключения выносного пульта регулировки громкости, который устанавливается в зоне досягаемости водителя и дублирует ручку усиления непосредственно на панели сабвуфера. Рядом размещены кнопка фазы, позволяющая повернуть фазу сигнала на 180 градусов, и два индикаторных светодиода. Зеленый сигнализирует о нормальной работе устройства, а красный – перегрузке.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

 

Далее идут три ручки регулировки. Первая из них – это низкочастотный фильтр с регулируемой частотой среза от 40 до 200 Гц. Вторая регулирует уровень Bass Boost от 0 до 12 дБ, а третья – уровень усиления усилителя. Акустический сигнал может быть заведен в усилитель либо по высокоуровневому входу, либо по коаксиальному. Фишка высокоуровневого входа и RCA-разъемы располагаются рядом друг с другом. Цепь питания защищена флажковым предохранителем. В модели «Урал» ПМН-1 он располагается между разъемами линейного входа и винтовыми клеммами для подключения питания, а в модели «Урал» ПМН-2 предохранитель размещен на проводах питания.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

На торце сабвуфера «Урал» ПМН-1 располагается коммутационно-регулировочная панель. Слева направо: разъем для подключения выносного регулятора мощности; кнопка фазовращателя и два индикаторных светодиода над ней; ручка регулировки среза ФНЧ 40–200 Гц; регулятор Bass Boost; регулировка максимальной мощности; фишка высокоуровневого входа; два разъема RCA линейного входа. Далее в зависимости от модели – колодка подключения питания с винтовыми зажимами (ПМН-1) или быстросъемная фишка подключения питания (ПМН-2).

 

Корпус сабвуфера выполнен из алюминия, который в «Урал» ПМН-1 выкрашен в строгий антрацитовый цвет, а в модели «Урал» ПМН-2 – в цвет хаки. Так как для корпуса используется металл, то сабвуфер получился очень жестким и звонким. На передней панели есть алюминиевые декоративные вставки с логотипом «Урал» красного цвета, которые придают устройству яркий и немного агрессивный вид. Жаль, что в темном отсеке под сиденьем все это будет не заметно.

Встроенный усилитель развивает максимальную мощность 240 Вт для модели «Урал» ПМН-1 и чуть меньше (200 Вт) в «Урал» ПМН-2. Чувствительность у обоих сабвуферов 90 дБ.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

В комплекте с сабвуфером «Урал» ПМН-2 идут провода питания с разъемом, провода с разъемом для высокоуровневого входа, а также кронштейны крепления.

 

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ

Мы не ждали от скромного по размерам саба глубоких басов. Понятно, что его конструкция и не предназначена для этого. Подобные сабвуферы нужны скорее для подзвучки, нежели для сотрясения окрестностей раскатами баса. Но он честно порадовал нас своим звучанием. Сабвуфер дает добротную основу для среднечастотного звена. Это хорошо слышно в композициях разного стиля. В камерных произведения саб мягко подзвучивает вокал и низко играющие инструменты. Виолончели с его присутствием становятся полновеснее, а вот наполнить телом контрабас у «Урал» ПМН-1 уже не получается: маловат. В танцевальных композициях он подпрыгивает и «подтанцовывает». Если его прикрепить к полу, то он никуда не убежит, – именно для этого в комплекте прилагаются лепестковые детали. Композиции в стиле рок также оживают от работы «Урал» ПМН-1: он акцентирует бас-гитару и оживляет ударные установки.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

Термографическое изображение работающего активного сабвуфера «Урал» ПМН-1. С левой стороны – верхняя плоскость, с правой нижняя. Заметно, что алюминиевый корпус работает как радиатор для встроенного усилителя.

 

Сабвуфер очень хорошо сыгрывается с акустикой 16 см, которая используется во многих автомобилях. Этому способствует полочка на АЧХ в области от 100 до 200 Гц. Она позволят сшивать звучание мидбасов и сабвуфера, практически не настраивая звучания. Штатная установка под сиденье позволит приглушить паразитное среднечастотное «подпевание» саба и подчеркнет низкочастотную составляющую. Это, кстати, и определяет положение встроенного фильтра низких частот, который лучше всего выставить на крайне правое положение – 200 Гц. Если же закрутить его и перевести в крайне левое положение, то отдача резко снизится, так как ослабляется полезный сигнал. Нужно понимать, что у нас закрытый ящик небольшого объема и что он начинает играть от 40–50 Гц, а по максимуму отдачи отыгрывает до 100 Гц. Далее идет сшивка в мидбасовой области, которую мы упоминали. Кстати, если слушать аппарат не под сиденьем, а в комнате, то музыкальнее всего он играет на среднем уровне усиления, а если вывернуть ручку вправо, то начинает заметно подпевать среднечастотному звену.

Несколько слов по функцию Bass Boost. Ее работа нам не очень понравилась. Заявлено, что она дает прибавку до +12 дБ, но, судя по результатам работы, эти децибелы активируются в диапазоне ниже 50 Гц. Из-за этого работа данной функции становится заметной только на среднем уровне громкости усилителя. Там появляется небольшой подъем в области от 40 до 50 Гц. Но если увеличить мощность выходного сигнала, то этот подъем исчезает. На максимальной выходной мощности выкручивание Bass Boost на максимум дает лишь небольшой рост амплитуды выходного сигнала на 1 дБ с сохранением общего характера АЧХ. При этом нужно учитывать, что сабвуфер наиболее музыкально звучит при усилении среднего уровня. Но эти нюансы не портят общего положительного впечатления от работы устройства.

Все, что мы сказали про звучание ПМН-1, в полной мере относится и ко второй модели, так как изменение усилителя практически не меняет характер звучания активного сабвуфера.

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1

Предоставлены АЧХ активного сабвуфера «Урал» ПМН-1 при работе в трех режимах. Все три кривые сняты при максимальном уровне усиления. Фильтр НЧ был выставлен на уровень среза в 200 Гц кривые: красная и зеленая. Синяя кривая фильтр НЧ на срезе 40 Гц. Видно сильно проседание по амплитуде. Уровень Bass Boost 0 – красная кривая, +12 дБ – зеленая кривая. Тест показал, что Bass Boost эффективней всего работает при среднем уровне усиления.

На АЧХ явно видна эффективная частота работы сабвуфера «Урал» ПМН-1. Область начинается с 40 Гц и ограничивается 100 Гц. Это нормальная полоса для корпуса такого размера, при этом обращает на себя внимание полочка от 100 до 200 Гц, на которой отдача сабвуфера растет с частотой. При правильной настройке она позволит легко сшить его звучание с мидбасовым диапазоном мидвуферов акустической системы автомобиля.

 

РЕЗЮМЕ

Автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1 будет отличным приобретением. Он компактен и при этом музыкален. Саб способен улучшить звучание автомобиля при минимальных доработках и сохранением полезного объема багажника. При этом стоит отметить, что стоимость саба от данного производителя в полтора – два раза ниже, чем у конкурентов.

 

Тестируем компактный автомобильный активный сабвуфер «Урал» ПМН-1


Статьи по теме