Тестируем «ВЫМПЕЛ-37» – зарядное устройство для автомобильных АКБ
Зарядное устройство «ВЫМПЕЛ-37» произведено в России, в Санкт-Петербурге. На этом же предприятии выпускаются и зарядки под маркой «ОРИОН». Позиционируются они как доступные продукты, одно из самых главных достоинств которых – низкая удельная стоимость зарядного тока по сравнению с ценой устройства. Следствием этого является использование одинаковых корпусов для всей линейки продукции. Второе следствие – большое количество китайских подделок под продукцию завода. Причем для того, чтобы перебить цену, в них используются компоненты более низкого качества.
Видеообзор зарядного устройства «ВЫМПЕЛ-37».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов «ВЫМПЕЛ-37» выполнено из бюджетного черного пластика ABS. Провода выходят с тыльной части устройства, и там же имеется карман для их укладки при хранении ЗУ. Верхняя и нижняя панель корпуса сделаны в виде вентиляционных решеток.
На передней панели располагается цифровой жидкокристаллический индикатор, на котором отображаются сила тока и напряжение. С правой стороны передней панели находится потенциометр изменения силы зарядного тока и трехпозиционный переключатель режимов работы. Кроме этого на дисплее отображается статистика работы за текущую зарядную сессию – время работы и количество отданного заряда в ампер-часах. Также показывается процент заряженности АКБ по оценочному алгоритму. При достижении предельного напряжения выводится сообщение об окончании цикла заряда аккумулятора.
Зарядные провода тонкие – самые тонкие из всех протестированных нами устройств. Крокодилы простые, но зато омедненные и с тугой пружиной. Провод в ним припаян, но почему-то с внешней стороны крокодила, а не с внутренней (наверное, для экономии на техпроцессе).
Половинки корпуса «ВЫМПЕЛ-37» стягиваются между собой обычными строительным черными саморезами, один из которых находится под пломбой. Для охлаждения устройства используется микровентилятор, который автоматически включается при повышении температуры или при значении зарядного тока выше 12 А. Располагается он на тыльной стороне корпуса.
Сравнительный тест зарядные устройства с током 4 А https://www.autodela.ru/main/top/test/test_zu_4a
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Производитель определяет для пользователей три режима работы устройства «ВЫМПЕЛ-37».
Заряд батарей типа AGM / гелиевых
Этот режим предназначается для зарядки аккумуляторов с абсорбированным электролитом и электролитом, находящемся в состоянии геля. Ток зарядки регулируется вручную в пределах от 0,8 до 20 А, а зарядное напряжение ограничено по уровню 14,1 В.
Заряд стандартных свинцово-кислотных АКБ
В этом режиме производитель рекомендует заряжать стандартные стартерные аккумуляторы, при этом зарядное напряжение ограничивается уровнем 14,8 В. Зарядный ток – 0,8–20 А.
Режим ручной зарядки
В этом режиме уровень напряжения окончания цикла заряда уже равен 16 В. Ток, как и в других режимах, регулируется вручную в пределах от 0,8 до 20 А. При этом зарядный цикл от остальных режимов не отличается.
Производитель рекомендует при выборе зарядного тока руководствоваться правилом – 10% от емкости АКБ. Для выбора напряжения для зарядки предлагается пользоваться таблицей из инструкции к ЗУ.
Предпусковой режим работы ЗУ
Это режим как раз и послужил основанием для того, чтобы в документации производитель называл устройство не просто зарядным, а зарядно-предпусковым. Для работы в этом режиме предлагается установить на «ВЫМПЕЛ-37» максимальный зарядный ток 20 А и подключить его к аккумулятору. После чего выдержать в режиме максимального тока от 5 до 30 минут и заводить автомобиль, не прекращая процесса зарядки АКБ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Первое, что нас удивило в зарядном устройстве «ВЫМПЕЛ-37», – использование напряжения 14,1 В для зарядки аккумуляторных батарей типа AGM и напряжения 14,8 В для зарядки стандартных свинцово-кислотных батарей. В аналогичных устройствах используются другие значения напряжения: более низкое для стандартных АКБ (14,3–14,4 В) и более высокое для батарей с абсорбированным электролитом (14,7 В).
Технический отдел производителя говорит, что значения напряжений подобраны по результатам проведенного ими исследования рынка аккумуляторных батарей. Но если в инструкции по эксплуатации АКБ указывается иное значение зарядного напряжения, то рекомендуется использовать именно его. Мы наугад нашли первую попавшуюся инструкцию на автомобильные батареи типа AGM – в ней указывалось рекомендуемое зарядное напряжение в пределах 14,4–14,6 В.
Во время испытаний мы выставляли зарядный ток в 10 А для соблюдения общих условий теста.
Также было проведено тестирование работы «ВЫМПЕЛ-37» в режиме зарядки максимальным током 20 А. Провода ощутимо разогрелись – до размягчения изоляции, а из устройства пошел запах, характерный для сгорающих электроприборов. После чего мы отключили ЗУ.
В инструкции написано, что зарядка может долговременно работать во всех режимах. После обращения в службу технической поддержки выяснилось, что «ВЫМПЕЛ-37» долговременно может работать при зарядном токе до 16 А. В режиме максимального тока 20 А оно будет работать не более 15 минут, потом срабатывает тепловая защита.
Хочется отметить, что оснащение зарядки вольтметром, показания которого выводятся на дисплей, можно только приветствовать, так как пользователь может с его помощью быстро замерить напряжении на клеммах батареи.
Зарядные кривые ЗУ «ВЫМПЕЛ-37» в стандартном режиме зарядки стартерного аккумулятора. Верхняя кривая – ток, нижняя – напряжение.
Стандартный режим зарядки АКБ
В режиме стандартной зарядки аккумуляторов ЗУ «ВЫМПЕЛ-37» сразу подает на батарею максимальный выставленный ток (в нашем случае – 10,4 А). Пока батарея его принимает, он подается на клеммы. Когда напряжение возрастает выше 12,56 В, ЗУ переходит в фазу завершения заряда и ток начинает уменьшаться. Батарея доводится до напряжения 14,8 В. Далее включается буферный режим, и устройство держит на клеммах 14,8 В. Поскольку это напряжение для АКБ не характерно, получается, что оно поддерживает постоянной подачей тока 1,1 А. Это приводит к газообразованию в электролите.
Таким образом, после окончания цикла заряда ЗУ нужно отключать от аккумулятора, чтобы предотвратить выкипание электролита из-за повышенного напряжения.
Режим зарядки батарей AGM
Режим зарядки батарей с абсорбированным электролитом аналогичен стандартному и отличается только конечным напряжением – 14,1 В. В итоге становится понятно, что использование для зарядки этого типа батарей именно режима пониженного напряжения вызвано опасностью перезарядки АКБ из-за того, что по окончанию цикла зарядки ЗУ не переходит в режим хранения, а продолжает держать максимальное напряжение на клеммах. Если заряжать AGM батарею до рекомендуемых 14,6 В и не отключить потом, возможен выход ее из строя.
Ручной режим работы
Тут ситуация аналогичная, отличается только конечное напряжение, которое доводится до 16 В. Все производители рекомендуют заряжать в таком режиме лишь ограниченное время, так как происходит сильное газовыделение. Поэтому при его использовании рекомендуется внимательно следить за состоянием батареи.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Вольтметр. Ручная регулировка тока. Доступная цена.
НЕДОСТАТКИ
Необходимость ручного отключения процесса заряда. Работа на максимальной мощности ограниченное время. Тонкие зарядные провода.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Зарядное устройство «ВЫМПЕЛ-37» доступно по цене и при том работоспособно. Им можно зарядить аккумулятор, но перед покупкой рекомендуем взвесить доводы все за и против.