16.06.2008

Тест импульсных зарядных устройств

Мороз и солнце, день чудесный… Но не для всех. Поворот ключа в замке зажигания — и из-под капота слышится весьма характерный треск. Настроение испорчено. День — тоже. А всему виной севший аккумулятор.

Мороз и солнце, день чудесный… Но не для всех. Поворот ключа в замке зажигания — и из-под капота слышится весьма характерный треск. Настроение испорчено. День — тоже. А всему виной севший аккумулятор.

Причин тому может быть множество. Самой банальной является человеческое легкомыслие. Несмотря на кажущуюся простоту, АКБ представляет собой весьма капризную и требовательную конструкцию.


Первые шаги к неудачной попытке завести зимой машину многие делают, покупая новый аккумулятор. Да-да, именно так.


Секрет весьма прост, да и нет на самом деле никакого секрета. Любой аккумулятор, даже самый новый, обладает свойством саморазряжаться, и, приобретая новую батарею, вы можете быть уверены, что степень ее заряженности редко превышает 75—80%. Прибавьте к этому весьма немалую нагрузку на энергосистему автомобиля в конце осени и начале зимы, когда имеет место отрицательный энергобаланс (генератор не заряжает аккумулятор до необходимого уровня), и получится, что наша новая батарея разряжается еще сильнее.


Следующим этапом становится холод. Аккумулятор — это электрохимический источник питания, а с падением температуры скорость химических реакций, происходящих внутри него, снижается, равно как и объем вовлекаемых в них веществ. А если аккумулятор не совсем новый, то весьма вероятно, что в какой-то из банок выкипел электролит, да и сульфаты на пластинах образовались. И, к сожалению, зачастую решить последнюю проблему добавлением дистиллированной воды уже не получится. Тем более не стоит пытаться реанимировать АКБ при помощи неких сомнительных «чудо-препаратов», столь обильно представленных в розничной торговой сети.


Единственный способ заставить батарею работать так, как ей и положено, — зарядить ее.


Методов заряда существует всего два: заряд при постоянном значении напряжения и при постоянном значении тока.


Как водится, у каждого из них есть и преимущества, и недостатки.


Если заряд производится с неизменным значением напряжения, то в конце заряда значение зарядного тока существенно снижается, что делает полный заряд аккумулятора маловероятным. Зато в начале заряда ток моет неограниченно возрастати, особенно при зарядке сильно разряженного аккумулятора. Это может привести к разрушению пластин батарей и закипанию электролита.


Обратная ситуация складывается при заряде аккумулятора током постоянной величины. Батарея зарядится на 100%, но при этом в конце процесса электролит закипает. Как взять от каждого метода только преимущества и снизить влияние недостатков? Всего лишь использовать комбинированную схему: в самом начале с постоянным значением тока, а ближе к концу — с переменным. Естественно, для своевременного переключения с одного режима на другой зарядное устройство должно быть автоматическим. Кстати, здесь мы вплотную приблизились к еще одному важному аспекту, касающемуся зарядных устройств, а именно их конструктивным типам. А их тоже два. Первый тип, в настоящее время практически исчезающий с рынка, —
трансформаторные ЗУ. В основу таких приборов положен мощный трансформатор, с опять же мощным выпрямительным диодным мостом на выходе. Как можно догадаться, вес такого устройства на 70—80% состоит из веса трансформатора, да и габаритные размеры определяются им же. Поэтому, если при выборе зарядного устройства вы обнаружите на прилавке гробоподобную конструкцию неимоверного веса, знайте: это уже устаревший представитель зарядок и есть гораздо более легкие и малогабаритные. Они-то и составляют второй большой класс зарядных устройств, который, судя по всему, скоро станет и единственным, — импульсные ЗУ. В их основу также положен трансформатор, но работающий на более высоких частотах, следовательно, обладающий меньшими габаритами. Кроме того, они позволяют не только полностью автоматизировать весь процесс заряда аккумулятора, но и применить практически все возможные защитные цепи с использованием двух-трех компактных контроллеров. Вот и получается, что, имея практически одни и те же выходные параметры, импульсные ЗУ явно выигрывают у трансформаторных. Для окончательного разгрома устаревших конструкций также стоит упомянуть и меньшую стоимость импульсных зарядников, и их более высокий КПД. Именно поэтому при подготовке к проведению этого теста отбирались только импульсные зарядные устройства.


На будущее…


Конечно, весьма полезно обладать зарядным устройством, чтобы в критический момент воспользоваться им. Но ведь можно и избежать подобных неприятностей. Для этого требуется соблюдать весьма несложные правила эксплуатации бортовой энергосети вашего авто.


Аккумулятор боится двух вещей: недозаряда и перезаряда. Поэтому всегда следите, чтобы стрелка бортового вольтметра не опускалась ниже 12,6 В и не поднималась выше 15 В. Кроме того, следует учитывать упомянутый выше отрицательный энергобаланс. Не ленитесь, подзаряжайте АКБ хотя бы раз в квартал. Также необходимо постоянно контролировать уровень электролита в банках АКБ и его плотность, которая должна колебаться в пределах от 1,2 летом до 1,27 зимой.

 

KOTO BX-1

Кода мы первый раз взяли вруки упаковку сKoto первое, что, нам пришло вголову — агде, собственно, зарядное устройство? То, что находилось вупаковке, скорее походило на некий измерительный прибор, но никак не на зарядку для авто. Никаких ручек иамперметров свольтметрами, только одна кнопка инесколько лампочек спиктограммами.

Пиктограммы на передней части корпуса красноречивы иинтуитивно понятны, но все-таки попробуем почитать инструкцию. Подопытный аккумулятор унас, разумеется, был 12В(65Ач), ипоэтому нажатием кнопки Mode мы выбрали режим, при котором загорелся светодиод сизображением автомобиля. При этом загорелся еще один— индикатор заряда. Ну что же, неплохо. Подключаем амперметр, ибо встроенного измерительного прибора данное ЗУ не имеет: 3,9А. Глубоко разряженную батарею заряжать эта штучка будет достаточно долго, но все-таки зарядит. Тем более что минимальное напряжение на клеммах АКБ, требующееся для начала заряда, вполне приемлемое— 8,5В. Как небольшой, но все-таки плюс стоит отметить отсутствие искр при подключении устройства кАКБ.

На следующем этапе испытаний проверялись экстренные режимы работы. Издесь никаких ЧП не произошло, т.е. сжечь устройство не получилось. При КЗ срабатывает защита иотключается цепь питания, апри переполюсовке загорается имигает сигнальная лампа спиктограммой «(!)». На изменение напряжения питания тоже особенных реакций не последовало. За 5секунд аппарат перенес 260Ввполне стойко, аработать продолжал, пока напряжение всети не опустилось ниже 205В. Конечно, это несколько скромнее, чем уостальных участников, но ведь это зарубежная продукция, итам при включении электрочайника не гаснут лампочки влюстрах…

Вопрос возник по поводу индикатора спиктограммой снежинки. Но все оказалось просто: этот режим применяется при низких температурах, когда АКБ менее восприимчива кзарядному току. Кстати, отемпературах. Устройство имеет встроенную систему контроля собственной температуры ипри ее повышении снижает выходную мощность.

Акогда загорится индикатор над пиктограммой Full, это будет означать, что батарея заряжена иготова кэксплуатации.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: наличие системы контроля температуры, защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания; несколько этапов заряда, применимость для всех типов батарей, отсутствие искрообразования.

НЕДОСТАТКИ: отсутствие амперметра, небольшой ток заряда.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция вполне подойдет для большинства автолюбителей.

CТЕК MULTI XS 3600

Так уж получилось, что вэтом материале просто какая-то выставка близнецов. Приступив ктестированию завершающего участника, мы ощутили острый приступ дежавю: только что мы испытывали не то чтобы точно такой же, но очень, очень похожий прибор! Те же пиктограммы, тот же принцип управления, все такое же, но не такое. Как-то сделано поизящнее, индикаторы расположены более удобно, авкомплекте на один шнур больше. Попробуем разобраться, аточнее разобрать. Беглый взгляд специалиста по электронике сразу определил практически полную идентичность конструкций.

Но это еще ни очем не говорит— тестировать надо. Арезультаты оказались следующие. Ток заряда на 0,1Аповыше (4А), устойчивость кперепадам напряжения питания получше (нижний предел составил 190В), защита от КЗ ипереполюсовки тоже присутствует иотлично функционирует. Даже защита от искрообразования— ита на месте! Единственный нюанс, возникший при проведении теста: пружины в«крокодилах» не самые сильные, поэтому иногда могут стать причиной плохого контакта склеммами АКБ изаряд попросту не начнется. Но это нельзя считать явным недостатком, тем более что сами «крокодилы» имеют обливную изоляцию икрепление провода кним очень надежное.

Авчем основные отличия? Большей частью во внешнем виде. Аеще— на один этап заряда меньше. Но справедливости ради стоит заметить, что устройство имеет несколько «старших братьев», укоторых при незначительном увеличении веса игабаритов даже не 5, ацелых 8этапов. Кроме того, эта конструкция может быть использована икак источник питания (именно для этого ипредназначен второй провод).

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: наличие системы контроля нагрева, защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания; несколько этапов заряда, применимость для всех типов батарей, отсутствие искрообразования.

НЕДОСТАТКИ: отсутствие амперметра, небольшой ток заряда.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция вполне подойдет для большинства автолюбителей.

АВТОЭЛЕКТРИКА Т-1021

Во-первых, сразу стоит обратить внимание на то, что данное ЗУ позволяет заряжать даже полностью разряженные АКБ, напряжение на клеммах которых равно нулю, что не под силу многим аналогам.

В этом зарядном устройстве предусмотрены два возможных варианта контроля процесса заряда: автоматический и ручной. В ручном режиме пользователь может самостоятельно выбирать значение напряжения заряда вплоть до 17,6 В, однако стоит помнить, что заряд с напряжением более 15 В негативно сказывается на ресурсе АКБ, хотя иможет быть весьма необходимым, особенно когда требуется срочно дозарядить батарею до того минимума, который сможет обеспечить пуск двигателя.

Но все же более благоразумным будет использование автоматического режима, который проходит по ставшей уже стандартной комбинированной схеме: с постоянным значением тока заряд продолжается, пока напряжение не достигнет 14,4 В, после чего оно уже не меняется, и процесс продолжается с уменьшением тока заряда.

Конструкция предусматривает все возможные виды защиты: от КЗ, переполюсовки клемм, изменения напряжения питания. Причем устройство способно удерживать выходные параметры при изменении напряжения от 120 В до 260 В, при котором срабатывает защита и цепь питания блокируется.

Еще одна отличительная особенность— возможность использовать устройство без снятия АКБ с автомобиля.

Также стоит отметить на редкость удачную конструкцию корпуса, а точнее его способность к рассеиванию тепла. Независимо от нагрузки и продолжительности эксплуатации устройство практически не нагревается, несмотря на отсутствие принудительной вентиляции.

Внешний вид самого корпуса оставляет приятное впечатление. Кстати, нельзя не упомянуть о весьма полезном довеске— встроенном в ручку фонарике, который может работать как от трех батареек ААА (если ЗУ не подключено к сети), так и от внутренней цепи питания.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: возможность выбора между ручным и автоматическим режимами зарядки. Режим хранения с компенсацией саморазряда. Допускается зарядка батареи без отсоединения от машины и глубоко разряженных АКБ (от 0В). Эргономичный и эстетичный корпус. Встроенный фонарь. Наличие электронных защит. Сравнительно невысокая цена.

НЕДОСТАТКИ: не отмечено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция заслуживает оценки «отлично».

Инструкция к зарядному устройству "Автоэлектрика Т-1021"

КУЛОН 707а

Этот образец представляет собой несколько упрощенную версию модели 715d, ивполне закономерно, что алгоритмы работы уних совпадают, стой лишь разницей, что уэтого прибора можно ограничить только величину тока заряда.

Минимальное напряжение на клеммах АКБ, при котором возможен заряд, составляет 8,5В— вполне приемлемый результат.

Так же, как и«старший брат», прибор при КЗ переходит врежим источника, апри переполюсовке «горит» расположенный на передней панели предохранитель. Повышенное напряжение в 260 В на протяжении 5секунд никак не повлияло на работоспособность прибора, авот при 120 В устойчивая работа прекратилась (против 110Вуконструкции синдексом d).

Еще можно отметить достаточно высокую точность амперметра.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: возможность выбора максимального напряжения заряда. Защита от экстренных режимов. Эргономичный иэстетичный корпус.

НЕДОСТАТКИ: не отмечено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция надежная, удобная, красивая… Вобщем, снова похвалим производителя, но… Стоит ли выпускать две конструкции спрактически идентичными свойствами, разница вцене которых на прилавках будет около 200рублей? Еще раз отмечу, что прибор отличный. Но если лично мне пришлось бы выбирать между ним и715d, япредпочел бы последний. Инструкция к зарядным устройствам Кулон

КУЛОН 715d

боты этого ЗУ реализует комбинированный метод: первый этап заряда батареи осуществляется спостоянным значением тока, авконечной фазе прибор переходит врежим стабилизации напряжения, что позволяет добиться максимально эффективного заряда АКБ иизбежать кипения электролита.

Первое, на что сразу стоит обратить внимание,— информативный ЖК-дисплей, который помимо сведений означениях тока инапряжения может давать иполезные подсказки (отображаются внизу бегущей строкой). Например, можно узнать, какой заряд был подан на АКБ, сколько времени на это ушло идаже выяснить, что сгорел предохранитель. Несмотря на то, что данное ЗУ полностью автоматическое, вмешательство оператора всамом начале работы все-таки предусмотрено: он должен выставить максимальное значение напряжения заряда вручную, но бояться не стоит: больше 15Ввсе равно прибор не выдаст, аэто значение является приемлемым для АКБ. Авот дальше прибор все сделает сам, согласно заложенному производителем алгоритму и в зависимости от состояния заряжаемой батареи. Минимальное напряжение на клеммах АКБ, при котором возможен заряд, составляет 6,5В,что весьма достойно. Как правило, стартер не может прокрутить коленвал ибатарея требует заряда уже при 10В,аесли напряжение меньше 8В,то скорее всего аккумулятору требуется не только зарядка, но ипомощь квалифицированного специалиста.

Проверка защиты от экстренных режимов показала, что при КЗ прибор переходит врежим источника тока (однако производитель настоятельно не рекомендует держать его втаком состоянии более 30секунд). Если же произойдет переполюсовка, то немедленно сгорит расположенный на передней панели предохранитель. Кстати, именно этот предохранитель вызвал во время теста массу споров исомнений. Содной стороны, подобный вид защиты позволяет несколько упростить конструкцию иснизить стоимость прибора, арасположение предохранителя позволяет безболезненно его поменять (кстати, применен стандартный автомобильный предохранитель ножевого типа, так что сзаменой проблем не будет). Но, сдругой стороны, обязательно найдется умник, который вместо сгоревшего предохранителя вставит «жучок» ивсе-таки спалит прибор. Тем не менее после долгих споров был сделан вывод, что умник влюбом случае найдет способ испортить хорошую вещь, ипоэтому предохранитель все же отнесли кпреимуществам.

Перепады напряжения также были успешно преодолены. Рабочие характеристики сохраняются при снижении напряжения до 110Випри повышении до 260В(втечение 5секунд).

Так как данное зарядное устройство достаточно мощное иктому же может быть использовано вкачестве источника тока, производителем предусмотрена система принудительной вентиляции, которая весьма успешно справляется споставленной задачей.

Хотелось бы отметить, что все приборы серии «КУЛОН» 7ХХ допускают последовательное ипараллельное подключение.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: возможность выбора максимального напряжения заряда. Защита от экстренных режимов. Эргономичный иэстетичный корпус. Информативный ЖК-дисплей.

НЕДОСТАТКИ: не отмечено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: остается только порадоваться за отечественных разработчиков ипроизводителей. Функциональность, эргономика, надежность икачество могут быть присущи ироссийской продукции. Инструкция к зарядным устройствам Кулон

BOUSH 50

Первый недостаток, который сразу бросился вглаза: на передней панели расположено множество разноцветных светодиодов, но нет ни одного намека на то, что каждый из них обозначает. Поэтому догадываться пришлось «по ходу пьесы». При включении прибора всеть загораются два зеленых светодиода (этакие фары). Значит, это индикация питания. Подключаем прибор кАКБ— загораются несколько красных иодин оранжевый вуголке. Становится понятно, что красные светодиоды, находящиеся между индикаторами питания, не что иное, как линейная шкала. Вот только чего— вольтметра или амперметра— тоже не ясно. Подключаем внешние приборы. Все-таки это амперметр, ицена деления (один светодиод) равна силе тока 2А. Амаленькая оранжевая лампочка вуголке, как выяснилось впроцессе тестирования, сигнализирует орежиме работы. Если ЗУ работает вштатном режиме, оранжевый огонек просто горит. Если закоротить клеммы, он начнет моргать, аиз недр корпуса раздастся ритмичное попискивание. Однако всего этого мы сразу ине заметили. Писк слишком тихий, аморгание слишком незаметное. Правда, кчести конструкторов стоит отметить, что сзамкнутыми накоротко «крокодилами» наш подопытный простоял не меньше минуты, что никак не сказалось на его работоспособности. Проверку на сохранение работоспособности при перемене местами клемм данный образец тоже прошел без последствий, хотя во время работы спереполюсованными клеммами из корпуса ираздавался треск, хоть иморгали светодиоды амперметра игасли индикаторы питания, через секунду после возврата врежим холостого хода все нормализовалось. Повторная проверка параметров работы не выявила каких-либо отклонений от первоначальных значений.

Еще одним преимуществом стоит считать принудительное охлаждение, причем скорость вращения вентилятора непостоянная — она регулируется взависимости от режима работы.

Начало заряда возможно при наличии на клеммах АКБ напряжения не менее 7,5В. Сам процесс заряда проходит по привычному для современных ЗУ, комбинированному алгоритму. Значения максимального тока заряда зависит от выбранного режима: либо 10А,либо 5А.

Устойчивая работа устройства возможна при напряжении питания от 180до 260В.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: наличие системы принудительного охлаждения, защита от КЗ, переполюсовки искачков напряжения питания; два режима заряда.

НЕДОСТАТКИ: малоинформативная передняя панель. Малозаметный переключатель режимов работы.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция оставила противоречивые впечатления. Ясно, что работать эта зарядка будет на «отлично», но при этом все-таки хочется иметь более понятный интерфейс, не требующий интуитивного понимания процесса работы иуправления.

BOUSH 11

Как ивслучае спарой моделей «Кулон», Boush 10представляет собой урезанную версию Boush 50: вместо двух режимов заряда мы имеем только один, смаксимальным током 4,5А. Поэтому внешних отличий немного. Во-первых, отсутствует переключатель режимов (что вполне резонно). Во-вторых, вэтой модели не предусмотрено принудительное охлаждение, что ссубъективной точки зрения можно считать неоправданной экономией.

Авостальном две модели от «Триады» по внешности— близнецы. Все тот же забавный, но непрактичный интерфейс, такие же реакции на КЗ ипереполюсовку… Кстати, уданного образца во время проведения КЗ развалился один из «крокодилов». Подробный осмотр выявил некачественную завальцовку оси. Да исоставные части сделаны из тонкой жести, которая легко гнется рукой. Похоже, споставщиками этого узла производителю не повезло.

Как и«старший брат», Boush 10— это полностью автоматическое устройство, не требующее никакого участия человека во время процесса работы. Максимальный зарядный ток достигает величины 6,3А,аминимальное напряжение, при котором возможно начало заряда, составляет 7,5В(что было абсолютно ожидаемым результатом).

Величины напряжения питания, при которых устройство работает сзаявленными характеристиками, также остались впределах от 180до 260В.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания.

НЕДОСТАТКИ: малоинформативная передняя панель.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: иснова яповторю свой вопрос: азачем создавать урезанные версии, если их стоимость будет мало отличаться от варианта со всеми возможностями? Инесколько слов опромышленном дизайне вРоссии: промышленного дизайна вРоссии нет. По крайней мере, вэтом случае.

Егор АЛЕКСАНДРОВ

 

 

Другие тесты зарядных устройств:


  • Тест зарядных устройств для аккумуляторов
  • Тест пуско-зарядных устройств и модулей старта (2005г)
  • Тест пуско-зарядных устройств (2003г)

  • Статьи по теме