Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозере
Рано утром мы сели в наш тестовый Suzuki Jimny и отправились в Ловозеро - «столицу» кольских саамов. Расположена она в 180-ти километрах от Мурманска. Утро погодой не баловало: вьюжило, было холодно. Кстати о печке тестового Джимника - она хороша. Маленький салон даже в мороз прогревается быстро, и стекла салона не украшают филигранные узоры Дедушки Мороза.
Дорога местами хорошая, местами средненькая, а местами плохая. В одном месте не заметили «неровность» - размыв через всю дорогу, соорудивший поперек асфальтовый «валик» - и налетели на него. Подвеска отработала хорошо: чувствуется, что у машины очень большой запас ресурса на этот счет. Дальше мы старались не экспериментировать с возможностями подвески и более внимательно относиться к возможным «неровностям» в распадках.
Утро погодой не баловало: было пасмурно, достаточно холодно и даже вьюжило. Дорога оставляла желать лучшего и радоваться возможности в любой момент подключить полный привод.
Когда мы доехали до Ловозера - а это 180 километров от Мурманска - Арктика решила смилостивиться и умерила свой нрав: на горизонте показались Ловозерские тундры, освещенные ярким солнцем.
Правда, само Ловозеро оставалось под сенью рваных туч.
Наконец, мы приехали в Ловозеро. Тут мы встретимся со своими друзьями на Сузуки Джимни - они станут нашими проводниками по празднику и местным красотам. Приехать мы успели вовремя, нам как раз хватило времени найти место для парковки и немного оглядеться, как на сцене началось представление, открывающее 78-й Праздник Севера и День Оленевода.
Сторожилы говорят, что оно традиционное для празднования Севера в Ловозере. Но ничего удивительного в этом нет - также как сказка «Морозко» или былины про Илью Муромца, сюжет волшебной истории должен повторяться в нужный момент в нужном месте. История, которую рассказывает представление - это театрализованная постановка мифа о сотворении земли и саамов. Главную роль в мифе играют Солнце и Олени.
Солнце - очень важный элемент жизни всех северных народов. Если уж русские через тысячу лет от Крещения Руси до сих пор празднуют Масленицу с блинами, весельем и гулянием, то живущие испокон веков в куда более суровых условиях саамы с искренней радостью встречают солнце и приход лета. Происходит это в равноденствие и практически всегда попадается на пост - а саамы православны. Но радость прихода весны после Полярной ночи все равно настолько велика, что каждый раз это событие празднуется от души.
На сцене разыгрывается сказ о том, каким себе представляли сотворение мира саамы. Вначале было солнце и олени...
Мяндаш - чудесный олень-оборотень, прародитель саамов. Он обладает чудесным свойством в веже быть человеком, а вне ее пределов - оленем. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил охотиться на важенок (самок оленей, особенно беременных и кормящих).
Интересно, что в мифологии саамов предусмотрен Конец Света. Возможно, благодаря этому факту, крещение этого народа прошло легче - идея об Апокалипсисе не была им чужда никогда.
Как бы ни комментировали представление утомленные повторяющимся год от года действом некоторые местные скептики, оно интересно. И, в отличие от вчерашнего вымученного, но зато следующего всем новым модным веяниям, представления на сцене Мурманска, совершенно не отдает вымученностью. Да, кстати, и люди вокруг повеселее, хотя от северян вообще дождаться улыбок сложно - серьезные это люди.
Кроме саамов и поморов, уже многие столетия существующих друг с другом в этом суровом крае бок о бок, на Кольском полуострове есть ненцы и коми-ижемцы. Последние попали на Кольский полуостров из Печорского уезда в 1880-х годах, после падежа и мора в Ижемско-Печорском крае.
«Пришлые» северяне сильно отличаются от саамов - придя из более сурового климата, хотя и с юга, они более склонны к «цивилизации». Если саамы - это нация экстремалов-одиночек, то ненцы и коми более склонны «управлять» природой, нежели «жить в ней». Например, если саамы используют вольный выпас оленей, а в качестве передвижения берут всего одного, то упряжки юго-восточных соседей из четырех оленей уже куда более грузоподъемны, требуют большей работы по дрессировке животных и другой подход к выпасу.
Вслед за традиционным представлением началось выступление хоровых коллективов. Один за другим выходят на сцену певцы из разных городов и поселков не только Мурманской области, но и других областей России. Поют здорово, душевно, а наряды - одни краше другого. Все же знали наши предки толк в красивых нарядах.
А под задорные песни мальчишки гоняют футбол, и никакой снег им не помеха.
Тем временем приближается старт оленьих гонок. Перед стартом можно подойти к оленям, поглядеть на них вблизи, погладить их, что я и делаю.
Начинаются оленьи гонки. Перед стартом можно подойти и поглядеть на оленей вблизи.
Тут меня ожидал сюрприз. Эти милые и очаровательные с виду животные на самом деле оказались достаточно своенравными и очень-очень пугливыми. Вспугнутая вроде бы небольшая упряжка (кстати, это не саамская - изначально саамы пользовались одним оленем и кережей) производит серьезное впечатление. Чтобы олени не смогли унестись, их путают о сани так, что они бегают вокруг них, пока не успокоятся.
А вот и керёжа - лодка-сани - в ожидании старта. Ее форма позволяет не только форсировать небольшие водные препятствия и ехать по размякшему болоту, но и благодаря узкому носику держать ее очень близко к оленю, что облегчает передвижение по труднопроходимым местам. Минусом такой конструкции является ее малая грузоподъемность. Но саамы всегда были известны тем, что это удивительный народ потомственных экстремалов-одиночек.
Тут же можно и покататься на оленях. В упряжке из четырех оленей много силы, и на санях может разместиться много человек.
Пока идет приготовление к оленьим гонкам, неподалеку уже вовсю соревнуются лыжники совершенно разных возрастов - от детей до стариков. Борьба за первое место нешуточная, и после финиша сил не остается.
Если олени соревнующихся то и дело фыркают, «делают» испуганные глаза и всячески показывают свой нрав, то у судей «оленьи силы» сосредоточены под капотом снегоходов - они послушны и ведут себя примерно, но «фыркают» далеко не столь благозвучно и выглядят не так красиво.
Я долго не могла понять, откуда взялось такое ровное огромное пространство, пока рядом скучающий в ожидании старта ребенок не прокатал ногами в снегу дыру - мы стоим на льду! Это же то ли озеро замерзшее, то ли болото! А местами торчащие из снега прутики - вершины карликовых березок, вмерзших в лед!
Наконец, гонка началась.
Как оказалось, управлять такой упряжкой далеко не такое простое дело, как показывают в мультфильмах. Ожидая, что оленья упряжка, это нечто навроде северной «тройки с бубенцами», я была совершенно неправа. Управлять тройкой намного проще! А лошади - это смирные и послушные овечки!
Олени то и дело норовят куда-нибудь завернуть, чего-нибудь испугаться, и понести незадачливого наездника. А правила соревнований строги - за трассу нельзя выйти совсем, только с внешней стороны можно отклониться от траектории не более чем на 10 метров.
Одна за другой выходят на старт упряжки. Периодически случаются задержки и сходы со старта.
На заднем плане - школа-интернат для саамов, а слева - дом в виде куваксы, походного жилища саамов. Постоянным же, «зимним» жилищем была вежа. Но сейчас вместо нее сейчас саамы предпочитают использовать дом с удобствами и центральным отоплением, что неудивительно в таком климате, где больше полугода царит зима.
Кстати, в музее Ревды, куда мы попадем позже, бережно хранится настоящая вежа, в которой прожили не одно столетие люди.
Поскольку идет не показательный выезд оленей «на публику», а реальные соревнования, длятся они долго. Через пару часов я начинаю замерзать, и возвращаюсь обратно на площадь.
На площади все еще поют зажигательные песни.
Музыка, которую я слышала на старте соревнований, была не фонограммой, а настоящим «живым» выступлением!
Рядом со сценой развернулась ярмарка, где местные художники и мастера представляют свои работы. Удержаться от того, чтобы скупить всё сложно - многие представляют действительно высокохудожественные произведения искусства.
Дух здесь совсем другой, чем вчера в Мурманске - официоза оказалось минимум, а вот реального праздника и соответствующего ему веселья куда больше. Но на пятый час после начала праздника понимаю, что пора бы и в тепло.
Мои друзья тоже уже изрядно замерзли, да и наши Джимники рвутся в бой. Разглядывая сверкающие на горизонте Ловозёрские тундры решаем, что наш путь будет лежать именно туда.
На Suzuki Jimny путешествовала Наталья Парамонова
78-й Праздник Севера.
Часть первая: 78-й Праздник Севера. Навстречу зиме на Suzuki Jimny.
Часть вторая: Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозер
Часть третья: Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.
Часть четвертая: Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny
Автоматическая мойка - стоит ли доверять работу роботам?
Тест-драйвы автомобилей Сузуки портала Автодела:
Suzuki Grand Vitara - динамичное решение для пригорода
Suzuki SX4 - настоящая «столичная штучка»
Suzuki Splash - машина, в которую можно влюбиться
Сузуки Свифт - японский Мини Купер?
Путешествуем с Автоделами на автомобилях Сузуки:
Suzuki Splash: Где провести выходные зимой? - В Дубне!
Suzuki SX4 NAV со встроенной навигационной системой Bosch Тест-драйв Suzuki SX4: осенняя разведка Смоленщины
Suzuki Swift: Зимние путешествия - блажь или отличный отдых?